ВСЁ ПРО КАТА




КАТА

Ката — с яп. "форма" — форма ведения борьбы с несколькими воображаемыми противниками. Это комплекс оборонительных и наступательных техник, выполняемых против одного или нескольких воображаемых противников в строго установленной последовательности. Ката соединяет различные техники, которые были созданы мастерами для того, чтобы мы могли пользоваться и после их смерти их личным опытом, техникой, менталитетом, серьезно занимаясь этим искусством.

Изучение ката очень полезно в плане чистоты техники. Изучение и отработка ката — это один из лучших способов улучшения телесных функций (силы, быстроты, концентрации сознания). Выполнение ката очень важно с точки зрения энергетики. При выполнении ката происходит зарядка энергетических каналов и организма практикующего космической энергией. Однако, разные ката по-разному заряжают организм и определенные каналы. В каратэ существует ряд энергетических ката, таких как: Хангэцу, Санчин, Тэншо и другие.

Победить воображаемого противника в ката означает одержать победу над самим собой. Если изучающий каратэ-до не научиться побеждать самого себя, то он не сможет закалить дух — вот в чем ценность ката.

Мастер китайской каллиграфии создает художественные образы черной тушью на белой бумаге, подобно тому как мастер каратэ выражает свою особенность посредством техники.

В ката нужно всегда суметь сконцентрироваться и поддерживать свое "ки" до конца, до последнего движения сохранить ясный ум и выдержку, спокойствие. Необходимо научиться координировать дух и силу в каждом движении с ритмом собственного дыхания. Концентрация "ки" в области живота, где это наиболее эффективно, дает возможность расслабить тело и освободить дух. Нужно прожить и прочувствовать каждую исполняемую технику.

Первое ката было создано в 520 г. Бодай Дарумой. Ката называлось ШИ-ПА-ЛОХАН-ШО — с яп. "18 освященных рук буддистов"— прообраз санчин-ката, основывалось на статических и изометрических движениях.

1763 г. — Два мастера Шорин-рю Сакугава и Кушанку на основе драки Кушанку с бандитами создали кушанку-ката. На основе кушанку-ката возникли другие: кушанку-дай, кушанку-шо, косокун.

1906-1907 г. г. — мастер Шорин-рю Итосу Анко с о. Окинава на базе кушанку-ката создал пять пинанов. В переводе с окинавского языка пинан означает "покой".

1922 г. — ученик Итосу Анко, Гитин Фунакосин, который тогда имел 5 дан по Шорин-рю, приехал в ЯПОНИЮ, основал стиль КАРАТЭ-ДО ШОТОКАН, поменял местами первый и второй пинаны. Впоследствии, пинаны стали изучаться как базовые ката в системе ШОТОКАН под названием ХЕЙАН, что в переводе с японского означает "покой".

Каждое ката имеет БУНКАЙ — боевая расшифровка ката с противниками. ЭМБУДЖЕ — точка, в которой начинается и заканчивается ката. ЭМБУСЭН — линии, по которым передвигаются в ката.

КОКЕРО — дыхание в ката. Все ката имеют свой определенный рисунок, ритм, время выполнения.

Ката применяют для:

  1. Наработки техники.

  2. Наработки связок.

  3. Наработки чувства времени и ритма.

  4. Красоты (грации) движений.

Этапы изучения и наработки ката:

  1. Изучение отдельной техники.

  2. Изучение и наработка отдельных элементов ката.

  3. Изучение и отработка отдельных связок.

  4. Выполнение всего ката по элементам.

  5. Изучение и наработка бункай-ката.

  6. Выполнение всего ката с правильным ритмом, дыханием, за правильное время.

В настоящее время в системе Шотокан существует 26 ката:

ТАЙКЁКУ I-III. "Великий Предел". Созданы в 40-х годах Г. Фунакоси. Предназначены для развития силы.

ХЭЙЯН I-V. "Мир и Покой". В СЮРИ-ТЭ назывались ХЭЙВА-АНТЭЙ. После модификации Итосу назвал их ПИН-АН. Под таким названием они изучаются в ВАДО-РЮ, СИТО-РЮ, КЁКУСИНКАЙ и др. С 1936 г. Фунакоси изменил название на ХЭЙАН. Базовые формы.

ТЭН-НО-КАТА. "Небесная форма". Создана Фунакоси в 1944 г. Изучается в двух вариантах:

ТЭН-НО-КАТА-УРА — одиночная форма;

ТЭН-НО-КАТА-ОМОТЭ — парная форма.

ТЭККИ I-III. "Железный всадник". Прежнее название НАЙХАНТИ. Происхождение ката неизвестно. ТЭККИ СЕДАН — исходная форма, предположительно из Китая. ТЭККИ НИДАН и ТЭККИ САНДАН созданы Я. Итосу. Под названием НАЙХАНТИ изучаются во многих стилях.

БАССАЙ-ДАЙ. "Преодоление преград" или "Взятие крепости". Традиционное ката во многих стилям и школах. Имеется множество интерпретаций, под названием ПАССАЙ и БАССАЙ практикуется в ВАДО-РЮ, СИТО-РЮ, ИТОСУ-КАЙ, ИСИМЯНЭ и др. Автор неизвестен. Основывается на мощной работе бёдер.

БАССАЙ-СЁ. Создана Я. Итосу. Практикуется только в СЁТОКАНЕ.

КАНКУ-ДАЙ. "Созерцание небес". Прежнее название КУСЯНКУ или КВАНКУ по имени создателя Гунь-Сянь-цзюна. Существует множество вариантов этого ката: КАНКУ-ДАЙ и КАНКУ-СЁ в СЁТОКАНЕ, КУСЯНКУ и ВАДО-РЮ, СИХАНА-КУСЯНКУ в СЮРИ-ТЭ, КУСЯНКУ мастеров КИТАЯРА и КУНИЁСИ. КОКО-СУН-ДАЙ в стиле САНКУКАЙ и др. Считается, что Я. Итосу взял КУСЯНКУ за основу при создании ката ряда ХЕЙЯН (ПИНАН). Любимая ката мастера Фунакоси.

КАНКУ-СЁ. Малая форма. Создана Я. Итосу. Практикуется только в СЁТОКАНЕ.

ЭМПИ. "Полет ласточки". Первоначальное название ВАНСУ, по имени создателя ката Саппусина Вансу. Вариант мастера Санаэды, ученика С. Вансу, впоследствии был модифицирован Я. Итосу. Под названием ВАНСУ практикуется в ВАДО-РЮ, СЁРИН-РЮ и в других стилях. Старейшая ката в каратэ-до.

СОТИН. "Великое умиротворение" или "непоколебимость". Ранее называлась ХАККО. Изучается только в СЁТОКАНЕ и СИТО-РЮ. Происхождение и автор неизвестен.

МЭЙКЁЁ. "Созерцание в зеркале". Прежнее название РОХАЙ. В ТОМАРИ-ТЭ имеет 3 варианта. Название изменено Г. Фунакоси.

ДЖИОН. Ката китайского происхождения. Относится к ТОМАРИ-ТЭ. Существует две версии названия:

по имени легендарного воина-монаха, жившего в XV в. и якобы создавшего эту форму;

по названию монастыря Джион-дзи в Китае, где предположительно практиковалась эта ката. Изучается в СЁТОКАНЕ. Происходит из НАХА-ТЭ.

ДЖИИН. Еще одна ката из ТОМАРИ-ТЭ. Фунакоси называл её СОКЁ. Модифицирована Я. Итосу.

ДЖИТТЭ. "Десять рук". Так же относится к ТОМАРИ-ТЭ. Существует множество интерпретаций.

ХАНГЭЦУ. "Полумесяц". Мастер Фунакоси называл ее СЕЙСАН в книге "Рюкю кэмпо: каратэ". Единственная энергетическая ката в СЁТОКАНЕ. Происходит из НАХА-ТЭ.

ГАНКАКУ. "Журавль на утесе". Древнее название ЧИНТО по имени создателя, китайского посланника на Окинаве. Принадлежит к стилю СЁРЭЙ-РЮ. Изучается также в СИТО-РЮ. В СЁТОКАНЕ изучается версия Я. Итосу. Одна из старейших ката в каратэ-до.

ЧИНТЭ. "Редкая рука". Фунакоси называл ее СЁИН. Изучается в СИТО-РЮ. Сэнсэй Канадзава относит ее ката защитных действий. Происходит из Китая.

НИНДЗЮСИХО. "24 шага". В СИТО-РЮ, ТОМАРИ-ТЭ называется НИСЭЙ-СИ. Происхождение и автор неизвестны. Также изучается в ВАДО-РЮ. Относится предположительно к группе Арагаки, наряду с СОЧИН и УНСУ.

ВАНКАН. Также известна под названием СИОФУ и ХИТО. Относится к ТОМАРИ-ТЭ, к школе К. Мацумура. В СИТО-РЮ изучается под названием МАЦУКАДЗЕ. Самая короткая ката в СЁТОКАНЕ.

УНСУ. "Облачная рука", или "руки, раздвигающие облака". Происхождение и автор неизвестны. Возможно, это самая древняя форма. Изучается в СИТО-РЮ.

ГОДЗЮСИХО — (ДАЙ и СЁ). "54 шага". Фунакоси называл ее ХОТАКУ. В СИТО-РЮ называется УСЭСИ. Любимейшая ката мастера К. Тояма.

 

 

 

************************************************************************************

Источником ката были боевые "фольклорные танцы", это факт истории. Азиатская культура сегодня насчитывает миллениум. Это красноречиво отражается в фольклорных танцах, как в первичном методе организации передачи информации последующим поколениям. Конечно же вы знаете, что написанные инструкции могли бы быть более продуктивными, но в этом случае так не произошло.

ката, каратэ, шотокан

Китай, Корея, Окинава и Япония - все использовали прекрасную китайскую писменную систему - пиктограммы и идеограммы. В Японии эта система называется "кандзи", она является корневой системой писменности во всей Восточной Азии. Восточная каллиграфия настолько артистична, что Римский алфавит даже не мог начать приближаться к этим узорам. Красивые, артистичные и мистические кандзи могли впечатлить кого угодно, но это только верхушка айсберга. Существует около 25000 видов кандзи, и изучение их всех для запоминания и упражнений в написании потребует очень долгой жизни. Конечно это время затрачивалось, и было серьезным трудом для ограниченной касты людей.

Азиатские языки имеют огромные заимствования, что также ограничивало его носителей в желании быть способными читать и писать грамотно, уровень грамотности всегда был очень низким в Азии. Крестьяне 17 века не имели возможности каждое утро посылать своих детей в школу. Поэтому устная традиция и фольклерные танцы оказались лучшим путём передачи информации.

Потомки римской империи концентрировали свое внимание на продуктивности и научности языка и их поиски были более успешны. Римский алфавит занимает в изучении всего несколько месяцев, и многие могут читать без того чтобы ходить в школу. Благодаря практичности наших предков мы сохранили больше времени, чем азиаты, изучая все виды прекрасного с помощью простой письменности. Возможно это причина того, что Запад не имеет ничего похожего на фольклерные танцы, найденные в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе.

Весьма возможно, что основание народных танцев азиатскими аборигенами дало импульс развивать ката. В пользу этого говорит тот факт, что некоторые ката были Окинавскими народными танцами, которые были преобразованы в ката каратэ. Некоторые из них даже успели потерять практическую технику, а имеющиеся сомнения в применимости также наводят на мысль о связи с народными танцами.

Я не думаю, что сегодня нужно объяснять все непрактичные движения, которые было бы трудно применить, но эта связь может объяснять некоторые из них. На пример Чинтэ, если внимательно посмотреть это просто народный танец. Или Ганкаку, возможно это слишком глупо, чтобы быть реальностью, однако, многие дыхательные ката основанные на принципах Единоборства напоминают танец. Концепция исполнения танцев как практика Единоборств была распространена от Китая до Окинавы, вот почему некоторые ката могли иметь происхождение на Окинаве, или также в Японии, включая большинство из тех, которые сохранялись и поддерживали интерес к истории Боевых Искусств.

 

Как ката развились из народных танцев? Это была гениальная, революционная, идея неизвестных мастеров в Боевых Искусствах, которые первыми придумали, что танцы подходят для их намерений обучать воинов. Рождение идеи объединить определенные приёмы Единоборств "старых" школ борьбы в небольшие серии, становится более и более стилизованной спустя века. Окончательный результат - ката стали фундаментальной техникой, похожей на народные танцы, которые в свою очередь, стали боевой практикой адаптировавшей народные танцы. Они просто стали следующим логическим шагом в развитии, далеко не спокойного, средневекового Общества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Основное преимущество такой методики заключалось в том, что боевые приемы изучались не вербально, без их объяснения, программируя тело многократными повторениями поз и движений, что позволяло применять приемы спонтанно. И это могло иметь распространение среди большого количества людей по всей стране. Исполнение ката мужчинами делало воинами все мужское население страны, моментально превращавшееся в армию во время иностранной агрессии. Не даром существует легенда, согласно которой ката Кусянку (Канку-Дай) было передано на Окинаву китайским посланником Гун-сян Гуном. Непосвященному они были непонятны, те же, кто владел ими, обладали большими преимуществами. Поэтому данное искусство считалось тайным.

Изначально ката практиковались, использовались, и ими обменивались между соседями и друзьями. Большинство людей были ограничены их местожительством и не имели возможности учить ката в других городах. Ката развивались отдельно, несколькими различными направлениями в разных местностях Окинавы. И каратэ развивалось на Окинаве различными методами исполнения и развития в разных городах острова. Соответственно стили и практики стали известны по названиям городов и местностей, вокруг которых они развивались. Сегодня мы знаем три популярных системы: Томари, Сюри и Наха. Это три Окинавских города были достаточно закрыты в те времена, когда основатель Шотокан, Г. Фунакоши, родился и жил на Окинаве большую часть своей жизни. Существовали и другие города, которые также имели свои собственные, вероятно уже утраченные или слившиеся с основными, стили каратэ. Окинава это огромный остров, но оказалось достаточным всего нескольких городов, для того, чтобы окинавское Сюри-тэ, Томари-тэ и Наха-тэ были сохранены. Возможно поэтому, другие стили каратэ были забыты или остаются в неизвестности.

ката, каратэ, шотокан

Все ката Шотокан каратэ были взяты из Сюри-тэ и Томари-тэ. Сюри небольшой город недалеко от Наха - столицы Окинавы, которая расположена на Зпападе острова. Томари маленький город между этими двумя центрами развития каратэ. Когда изучаешь историю каратэ в перспективе Шотокан, эти три города обычно имеют в виду как исток современного Шотокан. Однако там находится множество других городов, и они также могут иметь свои системы каратэ и ката.

Стиль Наха-тэ совсем не представлен в каноне Шотокан. Этот стиль характерен медленными, напряженными движениями, узкими и высокими стойками с акцентом на развитии мышечной концентрации и силы. Ката этого стиля похожи на ката Хангецу в Шотокан. Если Фунакоши и изучал ката из Наха-тэ, они были не долго в практике Шотокан. Любые из этих ката можно встретить в многочисленных книгах, которые были изданы с 1922 года по 1955 годы. Шотокан ката - практикуемые сегодня полностью указывают на Окинавский стиль Шорин-рю - комбинации Сюри-тэ и Томари-тэ, которе является популярным каратэ на Окинаве и сегодня.

Ката составляющие базу данных Годзю-рю были достаточно впечатляющи и практичны, содержащие много интересных приемов. Еще более интересным является то, что некоторые движения Годзю-рю включены в Шотокан ката.

Ограничивая себя только 26 отобранными ката, мы навсегда препятствуем собственному истинному пониманию всего того, что каратэ может нам предложить. Если вы обладаете достаточным талантом, вы можете продолжать изучать кое-что из Наха-тэ - стиля ката для системы Годзю-рю. Я бы составил больший список ката, включающий другие системы Окинавы. Расширение вашего опыта сверх обязательных требований Шотокан каратэ может быть более плодотворным.

Изменение рекомендаций Фунакоши для изучения ката очевидны в каждой его работе, которую вы читаете. "Рюкю каратэ кемпо" 1922 года насчитывало множество разнообразных ката включенных для изучения его учениками. Единственное замечание! Он показывал только несколько. Его список насчитывал более чем 30 ката, многие из них были "преданы Земле".

ката, каратэ, шотокан

"Каратэ-до Киохан" насчитывает только 15 ката записанные как необходимые для тренировки в каратэ-до. Этому может быть дано отдельное объяснение. Возможно, Фунакоши утратил интерес в представлении всех ката Окинавы, и вместо этого, представлял только те ката, которые были "родными" для него - ката Сюри-тэ. Или это произошло с легкой руки людей, которые помогали ему создавать эту, более позднюю книгу, скорее всего они играли активную роль в ограничении комментариев ката. Требования же JKA основаны на 26 ката канона Шотокан и большинство из них совершенствуется до уровня 4 дана. Некоторые из них попали в "неупотребимые". Например: Дзиин, Мэйкио, и Ванкан.

Снижается и частота применения десятка переданных комплексов в документах канона Шотокан, они также становятся неупотребимыми. Выбор Накаямы оставить Ванкан, Мейкио и Дзиин за рамками энциклопедии ката, книги "Лучшее Каратэ"? Его основания? Кроме него никто не может ответить. Хирокадзу Канадзава, типичный инструктор JKA, теперь новый лидер SKIF внес новую усложненную версию Чинто для практики энтузиастов Шотокан. Ката Ганкаку из стиля Шотокан, по окинавски звучит как Чинто. Версия Канадзавы - Ганкаку-шо та же самая, что и Чинто в книге Шошина Нагамине "Сущность Окинавского каратэ". Хидетака Нисияма создал ката Китэй, которое предназначается к изучению для целей соревнований. Однако, это предполагаемое ката не настоящее, оно - преобразованная базовая техника. Слово "китэй" подразумевает "требование базы" Хотел ли Нисияма представить и утвердить "китей - ката"? Так далеко- нет.

Как быстро мы вернемся назад к нашей современной, стоической приверженности прошлому, и к работе по сохранению живых традиций, каждая из которых призвана противостоять забвению. Успешные создания очевидно догматичны, результатом практики в современных ассоциациях каратэ мы имеем снижение видов ката. С обрывочным применением и пустым исполнительским искусством. И однажды, случится так, что они станут маленькими, не более чем не обоснованными танцами, утратив визуально вид ката, утратив свою способность к реальному применению приемов, неясными и редкими, исчезающими навсегда в Пустоте.

Эксперты ката сегодня - более закрытое Общество, чем Гильдия каменщиков. Мы как смотрители музеев, ироничны, гуманно приветствующие новые достижения, но в глубине души приверженные старым стилям, бывшим всегда оригинальными (настоящими) созданиями.

 

Ката каратэ шотокан

Ката каратэ состоит из некоторого количества наступательных и оборонительных движений, немного напоминающих танец. Ката подходят для личных тренировок дома, без партнера. Эти комплексы помогают отработать отдельные приемы и связки между ними, что позволит действовать уверенно в любой ситуации.

 

Ката каратэшотокан являются основой тренировок равновесия, подвижности, динамического состояния. Все комплексы ката карате взаимосвязаны и проистекают один из другого. Их можно исполнять как по отдельности, так и вместе. Некоторые нацелены на использование оружия, другие дают волю вашим рукам и ногам.

Исполняя комплексы, в которых применяется оружие, нужно быть крайне аккуратным, ведь вы можете поранить себя. Если оружие будет находиться в обеих руках, то при исполнении ката необходима высокая концентрация и степень точности. Одной из главных особенностей ката каратэ шотокан является ритм их исполнения. Он позволяет спортсмену развиваться, делает его технику более совершенной.

Постоянная отработка ката делает движения в бою инстинктивными, позволяя бойцу реагировать на возникшую ситуацию автоматически. Полезно практиковать те ката, в которых присутствует смена ритма, это так же может помочь бойцу в реальной схватке.

 

Роль ката

В каждой культуре мы можем найти свой собственный вид единоборства. С течением времени различные нации и народы общались между собой, перенимая то, что считали полезным. Это относится не только к культуре, а и к боевым искусствам.

 

Все началось с фольклорных танцев. Люди в танце иллюстрировали истории о своих героях, имитирую их действия во время схватки с врагом. Постепенно имя героя забывалось, а танец остался и постепенно перешел в искусство ката. Они стали постепенно обретать роль форми тренировок в Китае, в них присутствовали даже не-шотокановские приемы.

Карате Шотокан – это японское боевое искусство, которое началось со стиля Шорин-рю, впитав в себя что-то из базового японского дзюдо. Это было сделано что бы жители Японии могли смириться с китайской составляющей нового боевого искусства.

Японские мастера, воспитанные в традициях воинов, отдавали предпочтение схваткам, а не ката. Они считали, что только в спарринге можно отработать свое мастерство. Ката же отвели роль Искусства, в котором воин мог показать свою готовность к схватке.

Что можно сказать о современных ката Шотокана? Нужно обязательно изучить их все, что бы постичь базовую технику и быть готовым к спаррингу. Но если вас обуяет любовь к дзю-дзюцу, то вы не напрягаясь сможете добиться достаточно серьезных результатов в этом направлении, благодаря тем же ката Шотокана.

 

Движения ката

 

В общем понимании грация – это изящество движений, красота. Вряд ли можно применить это слово к искусству исполнения ката каратэ, но оно является самым близким по смыслу к тому, что может описать требования исполнению ката.

 

Этим термином обозначают стрессоустойчивость исполнителя ката, а так же чувство собственного достоинства.

Все движения ката должны быть исполнены качественно и чисто, с чувством собственного достоинства, но без манерности и излишнего артистизма. Ката исполняется «грациозно», когда мастер проявляет единство Духа, Тела, техники, проистекания энергии во вне и дыхания. Тот, кто в данный момент демонстрирует искусство ката, должен находиться в мире с собой и все миром. Только достижение полной гармонии гарантирует максимальный эффект и неповторимую красоту при исполнении любых ката.

Если вы можете отринуть все эмоции, не отвлекаться на технику, а просто жить в ката, то их исполнение будет таким, что даже далекий от Боевых Искусств зритель зауважает исполнителя за его мастерство.

Движения ката в исполнении настоящего мастера производит такое же впечатление, как и вид пантеры, которая через минуту прыгнет на свою жертву – это опасная грация силы и стремительности.

Выполнение ката

 

Чтобы полностью овладеть техникой выполнения ката, необходимо обладать той глубиной знаний и большим практическим опытом его освоения, которые позволили бы подняться на высшую ступень мастерства.

 

Изучение каждого последующего более высокого ката должно выполняться в соответствии со следующими рекомендациями:• чёткое и последовательно выполнение каждого элемента;• контроль над положением спины и правильностью стоек, перемещением тела;• правильная техника дыхания, напряжения и расслабления мышц, владение центром тяжести и работа местом концентрации физической силы;• максимально возможная концентрация на визуализируемом контрагенте, реализация боевого духа конкретного ката, сильный ки-ай;• сохранение нужного ритма ката и правильного количества времени на его реализацию;• отличная ориентация в терминологии используемого в ката движения, а также его традиционное боевое и практическое применение в бункай-ката;• умение исполнить изучаемое ката в прямом и зеркальном направлениях.

Только безупречное выполнение ката, исполнение всех без исключения вышеперечисленных условий позволяет перейти к освоению теоретической и практической сторон следующего ката.

 



Обновлен 24 июн 2018. Создан 25 дек 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником