РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА 5 КЮ




РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА

В КАРАТЭ-ДО для совершенствования личности используются два аспекта:
— каратэ-дзюцу (искусство боя пустыми руками);
— дзэн (медитация).

Школа медитации, Дзэн-шю, основана на четырёх религиозно философских учениях: йоге, конфуцианстве, даосизме и дзэн-буддизме. В основе Дзэн-шю лежит Дзэн-буддизм, а остальные учения ценны своим вкладом в него и медитативную практику Востока.

ЙОГА

ЙОГА ("союз", "единение", "связь", "гармония") стремится к гармонии в человеке трех начал: физического, умственно-эмоционального и духовного. Достигается эта цель йоги различными ее аспектами.

ХАТХА-ЙОГА ("ха" — Солнце, "тха" — луна) — физический аспект. Совершенствование физических качеств человека.

КРИЯ-ЙОГА — морально-этический аспект. Цель — воспитание морали и совести путем внутреннего и внешнего очищения.

КАРМА-ЙОГА — совершенствование человека через труд. Средство — трудиться как можно лучше, не желая награды. Кроме того — изучение кармы как закона причин и следствий, закона перевоплощений.

ДЖНАННИ-ЙОГА — совершенствование через приобретение знаний. Мудрость здесь понимается как гармония знаний.

БХАКТИ-ЙОГА — проповедь любви.

ЛАЯ-ЙОГА — изучение ритмов и вибраций космоса и их влияния на человека.

МАНТРА-ЙОГА — изучение звуковых вибраций.

Как система йога зародилась в глубокой древности. Упоминается еще в Ведах (4-2 век до н. э.) Патаджали (2 век до н. э. — 2 век н. э.)— систематизировал все знания йоги к тому времени в "Йога-сутре".

Патаджали определил восьмеричный путь развития:
1. Яма ("смерть", "отказ") — отказ от плохих черт характера.
2. Нияма ("возрождение", "приятие") — самодисциплина.
3. Асана ("поза") — физические упражнения.
4. Пранаяма — дыхательные упражнения.
5. Пратьяхара — контроль над чувствами.
6. Дхарана — концентрация внимания.
7. Дхьяна — медитация.
8. Самадхи — транс, высшая ступень совершенства.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЙОГИ:

— параллелизм микрокосма и макрокосма;
— постепенность овладения и совершенства;
— возможность управления через психику биологическими телами и предметами;
— наличие и возможность развития в любом человеке внутренней энергии.

Основная цель йоги — достижение духовного освобождения за счет остановки потока психической деятельности и приведения в равновесие тенденций индивидуального существования.

В Дзэн-шю использована техника медитации йоги. Кроме того, цель йоги (Самадхи) остается существенной и в Дзэн-буддизме.

КОНФУЦИАНСТВО

Этико-политическое учение. Основано в 6 веке до н. э. Конфуцием и его учениками Мэн-Цзы и Сюнь-Цзы.

Конфуций (551-479 г. г. до н. э.) происходил из обедневшего знатного рода в царстве Лу. Известен еще и тем, что основал первую в КИТАЕ частную школу. Основные взгляды — в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения"), которая написана в виде записей бесед с учениками.

Основной принцип учения — традиция. Конфуций говорил: "Я ничего не выдумываю, я передаю". Он придавал очень большое значение воспитанию. Тезис о необходимости изменения характера звучал так: "Только самый великий ученый и самый худший дурак никогда не изменяются".

Конфуций четко разработал этические положения. Основное этическое положение — жэнь ("гуманность"), как высший закон взаимоотношений людей. Жэнь достигается путем соблюдения этикета, основанного на почтительности и уважении. Разработано 5 видов взаимоотношений: государь-подданый, отец-сын, муж-жена, старший-младший и между друзьями. Другой принцип учения — "каждому свое место". Идеальное государство по Конфуцию — основанное не на законах, а на добродетели.

С 136 г. до н. э. до 1911 г. конфуцианство было официальной государственной доктриной КИТАЯ. Для Дзэн-шю особенно ценным является разработанный в конфуцианстве этикет и обязательный к нему ритуал.

ДАОСИЗМ

Религиозно-философская система, принадлежащая ЛАО ЦЗЫ.

ЛАО ЦЗЫ (ЛИ ЭР) — автор трактата "Дао дэ цзин", представляющего собой совокупность метких изречений и афоризмов. Он жил в 5-6 веке до н. э., был архивариусом при дворе императора государства Чжоу.

В центре учения — призыв стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга, вернуться к простой, близкой к природе жизни, воплощающей Дао.

Дао — таинственная целостность Вселенской жизни, присутствующая во всем, но ничем не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и не выразимая в словах. В трактате Дао сравнивается с водой: оно кажется мягким и податливым, на самом же деле — Дао непреодолимо.

Дао соответствует увэй (недеянию) — отказу от желаний, активных действий. По отношению к правителю — отказ от войн и роскоши, насилия и вмешательства в жизнь людей. Как религия даосизм оформился во 2 веке н. э. Основная цель — достижение долголетия. Высшая цель — познать Дао, слиться с ним и следовать ему. В этом — смысл, цель и счастье для людей.

Для достижения духовного прогресса даосу необходимо было выполнять 5 заповедей и 10 добрых дел.

5 заповедей: не убивать, не пить вина, не лгать, не красть, не прелюбодействовать.

10 добрых дел: почитание родителей, верность господину, сострадание, помощь страждущим, освобождение животных, возведение мостов и колодцев, посадка деревьев и наставление неразумных.

Для Дзэнешю даосизм ценен учением о Дао, особенно такими его аспектами, как учение о ци (жизненной энергии) и учение о Инь и Ян (Дао, разделяясь, порождает две силы — Инь и Ян) как о борьбе и единстве двух противоположностей.

ДЗЭН-БУДДИЗМ

 

Будда произнес разные учения, чтобы спасти все сердца. Если у тебя нет сердца. так какой прок от всех этих учений?

Мусо Сосеки

Основатель — Бодхитхарма (412-532) — 28-й буддийский патриарх. В 520 г. он из Индии пришел в Китай, где начал проповедовать свое учение. Сначала он отправился к императору государства Лян, но не понравился ему, так как тот не понял его учения. После этого Бодхитхарма отправился в государство Вей, где поселился в монастыре Шаолинь. Является 1-м патриархом Дзэн-буддизма.

2-й патриарх — Эка (487-593 г. г.).

3-й патриарх — Сосан (до 606 г.).

4-й патриарх — Досин (580-651г. г.).

5-й патриарх — Гунин (602-675 г. г.).

6-й патриарх — Эно (638-713 г. г.).

Только после проповедей Эно Дзэн-буддизм получил развитие и распространился в КИТАЕ, ЯПОНИИ, КОРЕЕ. В ЯПОНИИ его первым начал проповедовать в 1191 г. Хиэй, основавший монастырь и возглавивший школу Риндзай. Досин возглавил в ЯПОНИИ школу Сото. Риндзай и Сото — 2 школы Дзэн-буддизма, существующие сейчас.

Основные положения учения сформулировал еще Бодхитхарма в послании:
— особая форма передачи истины, не связанная с какими-либо трактатами,
— независимость от всякого рода буквы,
— прямой контакт с духовной сущностью человека,
— проникновение в глубины внутренней природы человека,
— достижение совершенства Будды.

Основная цель последователя Дзэна — достижение сатори (озарения), заключающегося в интуитивном познании мира и себя. Основные пути для этого:
— Риндзай-шю — достижение сатори через коан (алогичный вопрос, например: "На кого ты был похож до своего рождения").
— Сото-шю — достижение сатори через дза-дзэн (медитация сидя).

Дзэн-буддизм, используя достижения йоги, даосизма и конфуцианства, дает средства и методы для достижения интуитивного, беспонятивного мышления, которое необходимо каратэке и достигается путем сатори.

ФИЛОСОФИЯ КАРАТЭ-ДО

 

Чтобы овладеть боевым искусством, необходимо постичь его философию. Без разума тело не нужно.

Шаинская народная поговорка

Определив главную цель каратэ-до как достижение совершенства в духовном и физическом плане, в ходе тренировок ученики постигают и учатся использовать в повседневной жизни законы, которые управляют миром и каратэ. Совершенство в каратэ достигается не за счет ущемления интересов окружающего мира, а в соответствии с развитием других людей и достижении гармонии с окружающим.

Трактат Сюнь-цзы "Наставления к учебе" так определяет суть постижения техники каратэ:

"... Совершенный человек учится так: все, что воспринимает его слух, он откладывает в сердце, и это, затем, распределившись по телу, выявляется в его манерах и поведении, он сдержан в разговоре, осторожен в поступках...".

Постигая мастерство каратэ-до, ученики переносят все законы каратэ в свою повседневную жизнь. Это позволяет определить каратэ-до в целом как искусство повседневной жизни. Определяя для себя взаимопротивоположность мира, существования противоречий и их взаимного дополнения (яп. ОМИО-ДО — дорога инь и ян) — человек приходит к пониманию двойственности и своей природы, т. е. разделения на психику и тело.

ПСИХИКА (дух, разум) — совокупность врожденных и приобретенных интеллектуальных, эмоциональных качеств человека, а также воля.

ТЕЛО — в отличие от психики, материальная, физически ощутимая сторона бытия человеческого организма.

И психика, и тело органически неразрывны, так как они необходимы для существования человека. Взаимосогласованное дополнение друг друга делает оба элемента одинаково значимыми.

Занятия каратэ-до предполагают не только обособленное развитие каждого элемента, но и углубляют процесс их слияния и гармонии. Используемые для этой цели психологические (дзэн) и физические (каратэ-до) упражнения взаимодополняют друг друга.

Постижение высокого символа каратэ-до невозможно без внутренней самодисциплины ученика, готовности его стать на сложный путь познания Дао и пройти его до конца.

Сказано у Сюнь-цзы: "... Мудрый человек избирает один путь и целеустремленно следует ему...".

Каратэ-до — ценное средство, при помощи которого можно постичь суть человеческого существования, ценность жизни и здоровья. Это искусство развивает уважение к жизни, к здоровью, к себе самому, к своему противнику по борьбе, к учителю и ко всем людям.

Постигая искусство каратэ-до, строя свою жизнь в соответствии с биологическими и физическими законами природы и удовлетворяя потребности в соответствии с потребностями общества, мы таким образом достигаем гармонии с окружающим миром.



Создан 24 июн 2018



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником