КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КАРАТЭ - ДО




ИСТОРИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ДО 1936 ГОДА

 

Будо-до - это лекарство для больного мира. В мире есть зло и беспорядок, потому что люди забыли о том, что все вещи происходят из одного источника. Возвратись к этому источнику и оставь все эгоистические мысли, пустячные желания и гнев. Кем не владеет ничто. тот владеет всем.

Уэсиба Морихэй

ИСТОКИ

Истоки Каратэ как системы боевого единоборства, своими корнями уходят в глубокую древность.

Как это бывает и во многих других областях человеческой деятельности, в многочисленных, более или менее легендарных рассказах трудно выделить действительные истоки этого метода боя при помощи рук и ног.

Именно в Индии, как говорит легенда, пять тысячелетий назад жил принц, который проводил свой досуг за наблюдениями схваток между животными и анализом их движений. Часами он сидел неподвижно и ни один взмах крыла, ни одно движение не ускользало от его внимательного взгляда. Систематизировав свои наблюдения, он ввел некоторое количество приемов борьбы, которые могли быть использованы людьми. На втором этапе он пожертвовал сотни рабов для того, чтобы в точности определить жизненно важные точки человеческого тела: он экспериментировал на них нанося реальные удары.

Другая легенда, менее кровожадная, пришла из Китая. Создание оздоровительной гимнастики, которая известна под названием "Игры пяти зверей" ("У цин си"), приписывается медику эпохи Троецарствия Хуа То (190-265). Легенда о невероятных способностях Хуа То слагались уже при его жизни. Хуа То был обожествлен и вошел в число 10 богов — покровителей врачевания. "Игры пяти зверей" Хуа То, передававшиеся от одного носителя традиций к другому, дошли до нас в целости и сохранности. Они состояли в копировании определённых движений медведя, тигра, оленя, обезьяны и журавля.

Упражнения комплекса Хуа То - "Игры пяти зверей"

Бодхидхарма

История сохранила имя человека, имевшего прямое отношение к рождению каратэ. Речь идет об индийском монахе Бодхидхарме, широко известном под японизированным именем Дарума, основателе буддийской созерцательной секты под названием Дхьяна ("Чань" по-китайски и позднее "дзен" по-японски). Он прибыл в Китай в 520 году нашей эры, чтобы проповедовать буддизм Махаяны (Путь Большой Колесницы) и, после долгих странствий, в период царства Вэй, основался в монастыре Шао-линь-су (по-японски "Сериндзи") в провинции Хонан.

Суть учения Бодхидхармы, ставшего причиной его конфликта с местным правителем, заключалась в том, что в отличие от ортодоксального буддизма, проповедовавшего сострадание и смирение, Чань-буддизм стал религией, призывавшей к самосовершенствованию, размышлениям, наблюдению и самосозерцанию с целью познания истины, укрепления тела и духа.

Он стал проповедовать новое умение обитателям Шаолиня. И на первых же занятиях заметил, что его ученики слабы духом и телом и засыпают прямо во время проповедей. К тому же на монахов и монастыри часто нападали разбойники и грабители и Бодхидхарма решил дать монахам системы психофизических упражнений под названием 18 движений рук Архатов "Ши ПА Лохан-ШО" (Архат-Полубог в буддийском пантеоне), которую обнародовал в 522 году на 109 году жизни.

Будучи сыном знатного Раджи, Бодхидхарма в молодости изучал боевые искусства, развивавшиеся в Индии с незапамятных времен. По преданиям, сам Сиддхартха Гаутама, ставший впоследствии Буддой, был искусен в рукопашном бою. Так, что различные виды невооруженного поединка получили в стране широкое распространение, причем определённое влияние на них оказал греческий панкратион — кулачный бой с бросками,  подножками и захватами, попавший в Индию вместе с войском Александра Македонского. Особенно популярна была борьба ваджрамушти, которой и владел Бодхидхарма.

Трудно утверждать, что Бодхидхарма основал каратэ или, в более широком смысле методы боя, поскольку, если и возможно, что он предложил ряд физических упражнений, целью которых являлось укрепление тела и подготовки его к серьезным испытаниям, каковыми являются чрезвычайно длительные сеансы медитации, то эти движения отличались небольшим размахом и главным образом базировались на способах дыхания. Тем не менее эту технику в некоторой степени можно рассматривать как фундамент особо эффективных методов ведения боя, которые распространились по Китаю под названием Шао-линь-су-КЭМПО.

После смерти Бодхидхармы монастырь Шаолинь испытывал много потрясений — это была эпоха, когда Китай был разделен на множество враждующих царств. Так, после серии крестьянских восстаний, охвативших страну в начале IX века, в 845 году вышел антибуддийский указ, и большое количество монастырей было разрушено за то, что монахи поддерживали восставших. Та же участь постигла и Шаолинь, который сгорел, а монахи рассеялись, разнося во все концы методы Бодхидхармы. В те смутные времена дороги были наводнены разбойниками, и монахи имели массу возможностей применять Шао-линь-су-КЭМПО на практике. Вскоре монастырь был отстроен заново. Появились стили, основанные на подражании движениям животных. А главное — в Шаолине была создана уникальная система подготовки бойцов, равной которой не было. Техника монахов воспринималась как чудо и увлекала все больше людей. Многие стремились овладеть этим мастерством. Однако такое быстрое распространение неизбежно сопровождалась трансформацией Шао-линь-су-КЭМПО в простой набор действий схватки. Суть учения Водхидхармы — осознание духовной цели — была потеряна. Эта цель была заново открыта и поставлена уже в Японии, куда дзен проник в XII веке и был принят военной кастой самураев.

ШКОЛЫ КИТАЙСКОГО БОКСА.

Чисто китайские школы боя продолжали свое развитие параллельно. Они появились под множеством названий, что указывает на разнообразие стилей и школ. Боевые искусства местного происхождения были известны еще до христианской эры (эпоха Враждующих царств), тогда же появились Цзяо-ти-шу (по-японски Какутэйдзюцу), которым занимались прежде всего аристократия и которое развилось в популярный спорт во времена династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.).

Техника боя без оружия выкристаллизовалась с возвратом к власти династии Мин (1368-1644): монгольское завоевание травмировало китайский мир, и возвращение китайской династии вызвало реакцию, выразившуюся в воссоздании прежней цивилизации. Вновь освобожденное творческое соображение китайцев дало толчок в области воинских искусств к развитию многочисленных методов боя на кулаках, основанных, главным образом на древних методиках, большей или меньшей степени трансформированных под влиянием завоевателей. Именно тогда, на стыке династий Мин и Цин (1644-1911) появилось "кан-фа", ставшее впоследствии "Тайцзицюань" — важная веха в истории современного каратэ.

Какова же была ситуация в середине XVII столетия? Методы, связанные с шао-линь-су-кэмпо Бодхидхармы (школы хун, лю, цай, пангай-но-он, ли, мо и т. п.) сосуществовали с чисто китайскими методами. Совершенно очевидно, что на протяжении веков имело место наложение стилей, заимствования, и что связь с простой техникой, практиковавшейся в храме Шао-линь, с тех пор восстановить невозможно.

Чисто китайские стили подразделяются на две категории: "лун-хуа-цюань" (по-японски рюкакэн), в котором одновременно допускались захваты туловища, и "Тай-цзи-цюань" (по-японски тайкекукэн), представлявшую собой метод "фехтования" руками и ногами. Эта последняя школа, наиболее важная, явилась результатом удачных компиляций и заимствований из различных стилей, каждый из которых имеет те или иные достоинства. Тай-цзи с появлением огнестрельного оружия постепенно стало скорее методом сохранения здоровья, чем средством достижения гипотетической победы на поле боя, с этой целью тай-цзи занимаются и в наши дни. Тай-цзи-цюань явилось источником многочисленных школ дзю-дзюцу (японский метод боя без оружия, который, вне всяких сомнений, появился в начале XVI века после создания школы Такуэчи), китаец по имени Цзэн Юань-юнь в XVI столетии приехал в Японию и преподавал свои методы, на основании которых были созданы японские школы Шинторю-вадзюцу и Киторю. Японцы, в свою очередь, ездили в Китай для развития различных аспектов своей цивилизации, среди них был врач по имени Широбэй Акияма, житель Нагасаки, который поехал в Китай для изучения терапевтического дела. Вернувшись в Японию, он создал школу Ешинрю. Говорят также, что Дзигоро Кано создал дзюдо, прямо и чуть ли не исключительно основываясь на школах Киторю и Ешинрю.

ОКИНАВА — КОЛЫБЕЛЬ КАРАТЭ

Результаты археологических раскопок на Окинаве позволяют утверждать, что люди поселились на острове около 20 тысяч лет назад. Достоверно известно, что уже в III веке окинавцы имели связь с Азиатским континентом, об этом говорят обнаруженные в результате раскопок вблизи города Наха различные вещи из Китая, которые были предметом торговли. В Китае первые письменные упоминания об островах Рюкю появились в начале VII века. Эти таинственные острова там называли "Землей бессмертных счастливцев".

Ходили слухи, что жители островов сделаны из золота и серебра, а на острове растет волшебная трава, которая делает человека бессмертным. Легенды рассказывают, что великий император Китая Цинь Шихуан, поверив слухам, направил на поиски островов огромную экспедицию, но эти поиски были напрасными.

Китайцы продолжали свои поиски несколько столетий и, наконец, в 608 году острова были найдены. Несколько местных жителей захватили в плен и подвергли специальным "испытаниям на бессмертие", но несчастные пленники оказались смертными. Первый японский посол в китайской столице, увидев пленников, определил, что они очень похожи на жителей города Яку, расположенного к югу от острова Кюсю.

Этот остров из архипелага Рюкю, продолжающего острова к югу, послужил тем листом, где в результате сплавления китайского и японского миров родилась законченная форма боя голыми руками, которая попала в изолированную в те времена от внешнего мира Японию под названием "Каратэ".

Окинава на протяжении длительного периода времени была предметом территориальных и политических притязаний как со стороны Поднебесной империи, так и со стороны Японии. Маленькое государство подвергалось постоянному политическому и военному давлению более могущественных соседей. Окинаву постиг удел всех малых государственных образований эпохи средневековья — островитяне встали перед выбором: либо добровольное принятие протектората, либо более чем реальная угроза быть завоеванными в жестокой войне. Однако малая территория и ограниченные людские ресурсы не позволяли вести продолжительные военные действия.

В 1372 г. Правитель Окинавы признал вассальную зависимость от императорского двора династии Мин. Вскоре на острове появились колонии военной и гражданской миссий близ важнейших городов Сюри, Томари, Наха. Впоследствии именно в районах этих городов сформировались три крупнейшие ветви окинавского каратэ.

До 1429 г. на Окинаве существовало три княжества: Хокудзан, Чудзан и Нандзан, постоянно соперничавших между собой. Правитель Сё Ха-ши из Чудзан в конечном итоге завершил объединение острова, завоевав в междоусобной войне области Нандзан и Хокудзан.

Сё Ха-ши издает указ о запрете на ношение оружия, поскольку наличие последнего у жителей рано или поздно могло привести к массовым вооруженным выступлениям и краху властных структур. Исключение было сделано лишь для высшей знати и правительственных чиновников.

Крестьяне и ремесленники остались беззащитными перед произволом власть имущих чиновников. Пришлось искать защиты у местных мастеров-наставников по рукопашному бою, который назывался ОКИНАВА-ТЭ.

Необходимо отметить, что реликтовые системы рукопашного боя издавна существовали на Окинаве и практиковались в народе довольно широко. Первые документальные упоминания относятся к VII веку, и, вероятно, существовавшие тогда виды кулачного боя не носили концептуального характера, не представляли собой систему.

Другая особенность формирования рукопашного боя Окинавы заключалась в следующем: остров издавна служил прибежищем для разного рода беженцев. Остатки разгромленных дружин Тайра в XII век отправились на Окинаву и принесли передовое воинское искусство. Волны эмигрантов из Китая, особенно после свержения династии Мин в 1644 г., принесли множество элементов китайских воинских искусств, вошедших в арсенал окинавского боевого искусства. Смешиваясь с формами местного кулачного боя, китайские разновидности ЦЮАНЬ-ШУ и японские БУ-ДЗЮЦУ сформировали весьма специфическую систему рукопашного боя — ОКИНАВА-ТЭ.

Между тем торговые связи Окинавы с внешним миром расширялись. Документы из национальных архивов, открытых уже после II мировой войны, свидетельствуют о том, что между 1430 и 1570 гг. Окинава имела более 40 торговых представительств в соседних странах: Малайзии, Индонезии, Вьетнаме, Лаосе, Бирме, Корее и др. Надо полагать, что и арсенал ОКИНАВА-ТЭ пополнялся элементами боевых техник из этих стран.

В 1477 г. Се-шин — старший сын правителя Сё Ха-ши вновь издает указ о запрете на ношение оружия, а также и на тренировочные занятия по системе ОКИНАВА-ТЭ. Начался длительный период подпольного развития боевого искусства.

В конце XVI в. из-за отказа участвовать в захватнических войнах на континенте против Кореи на стороне клана Сацума Япония получила повод для вторжения на Окинаву. В 1599 г. Сенэй, правитель Окинавы, обратился за помощью к императорскому двору Китая. На остров прибыли военные советники, специалисты по военному делу, ряд мастеров ЦЮАНЬ-ШУ для обучения населения. Это окончательно решило участь маленького государства, и к тому же участились набеги японских пиратов на континентальное побережье Китая.

В 1606-1609 гг. несколько тысяч воинов-самураев под руководством клана Симадзу высадились на Окинаве. Сопротивление было недолгим и остров был захвачен и оккупирован. И вновь началась "охота за мечами" — КАТАНА-ГАРИ.

Жестокая налоговая политика и произвол захватчиков вызвали появление очагов организованного сопротивления, во главе которых стояли мастера ОКИНАВА-ТЭ. По ночам в укромных местах, в пещерах гористой местности, в глухих зарослях участники тайных групп собирались и совершенствовались в искусстве рукопашного боя. Может быть, поэтому иногда ОКИНАВА-ТЭ называют "школой в зарослях".

Лишенные возможности на равных, с оружием в руках сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием, и весьма грозным, собственные руки и ноги. Нанося бесчисленные удары по стволам деревьев, они научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, концами пальцев протыкать тела своих врагов. А прыгая и бегая на корточках, они могли быстро перемещаться и ускользать от молниеносных ударов самурайским мечом. Носило ли это искусство массовый характер — неизвестно, однако факты подобного рода общеизвестны. Например, Тодзюн Мияги пальцами протыкал тушу быка. В подтверждение можно привести слова великого мастера окинавского каратэ Ясуцунэ Адзато, обращенные к ученикам: "Ваши руки и ноги должны стать мечами и копьями..."

Тем временем на континент отправляются посланцы с Окинавы перенимать боевой опыт у мастеров Китайского КЭМПО. В свою очередь, на Окинаву (правда, в разное время) прибывает плеяда блестящих мастеров КЭМПО: Ивая, Вайсин дзан, Ананку, Чинто, Сайора, Косокун, Асон, Сэйунтин и др.

К 1629 г. появляется термин ТЭ, обозначающий боевое искусство Окинавы, или ТОДЭ ("Континентальная рука"), что однозначно указывало на китайское происхождение. Появление ТОДЭ стало результатом слияния техники ОКИНАВА— ТЭ и ЦЮАНЬ-ШУ.

В хрониках "Осима-Хикки XVIII века упоминается, что мастер Косокун Гун Сян-дзюн, в свое время изучавший КЭМПО у одного монаха из Шаолиня, прибыл на Окинаву в сопровождении нескольких учеников и преподавал один из видов кэмпо, именовавшийся "кумиай-дзюцу". До сих пор в современном каратэ-до существует целый ряд формальных упражнений — КАТА, которые называются по именам своих создателей. Например, КАНКУ ("созерцание неба"), которая раньше называлась КУСЯНКУ и была создана мастером Косокуном. Ныне практикуется под разными названиями во многих окинавских и японских стилях, хотя первоначальный рисунок формы утрачен. Или же АНАНКУ, ЧИНТО, ДЖИОН, практикуемые в стилях СЕРИН-РЮ, ВАДО-РЮ, и САЙФА, СЭЙУТИН, практикуемые в ГОДЗЮ и СИТО-РЮ и др.

кара те 
(китайская рука)

К концу XVIII в. искусство ТЭ получило наибольшее распространение в местностях близ трех крупнейших городов Окинавы, где Селились колонии китайских представительств и миссий. Соответственно и ветви ТОДЕ условно подразделялись по названиям городов: СЮРИ-ТЭ, ТОМАРИ-ТЭ и НАХА-ТЭ. Приблизительно с этого времени в окинавском каратэ начали появляться некоторые характеристики, свойственные современному каратэ. В это же время появляется в обозначении боевого искусства иероглиф "кара" в значении "Великий Китай эпохи Тан", или сокращенно "китайский" в контексте искусства рукопашного боя — "китайская рука".

Впервые же иероглиф "кара" ("китайский") появился в названии школы ТОДЕ мастера Сакугава. Она называлась КАРАТЭ-НО-САКУГАВА. А его ученик и последователь Сокон Моцумура в начале 30-х годов XIX века, после нескольких лет пребывания в Китае по поручению правительства, создал школу СЕРИН-РЮ ГОКОКУ-АН КАРАТЭ ("Каратэ стиля Шао-линь для защиты отечества"). Эта школа стала основным стволом древа окинавских стилей и школ, появившихся позднее. Современный мастер каратэ Масаюки Хисатака так говорит об этом: "... В общем-то, каратэ едино, но если его рассматривать как дерево, то СЕРИНДЗИ-РЮ — это ствол. Все остальные стили, существующие на сегодня, вышли из СЕРИНДЗИ-РЮ. Так как СЕРИНДЗИ-РЮ считался самым главным стилем, первоосновой, им могли заниматься только самые лучшие, а остальные шли в другие стили, созданные на базе СЕРИНДЗИ-РЮ — СЕРИН-РЮ, СЕРЕЙ-РЮ и другие. В мире каратэ я молод, но любой сэнсэй кланяется мне первым, потому что мой стиль — это глава семьи каратэ. И когда я прихожу в любой зал, я всегда сижу в присутствии сэнсэя, будь он даже основателем стиля... "

Позднее, в 1887-89 годах на Окинаве было официально изменено наименование боевого искусства: ТЭ стало называться КАРАТЭ. Это название сохранилось до тридцатых годов XX в. когда Г. Фунакоси и другие окинавские мастера привезли боевое искусство в Японию.

Реформы Мэйдзи 1868 г. привели к ликвидации самурайского сословия как социальной группы, а остров Окинава стал частью великой империи, провинцией "страны восходящего солнца".

Так закончился длительный период подпольного развития боевого искусства на Окинаве. Еще в 90-х годах прошлого века на призывных пунктах чиновники и представители командования обратили внимание на хорошо физически развитых призывников с Окинавы, занимавшихся по системе ТЭ. Обобщив эти данные и данные, полученные в результате анализа восстания ихэтуаней в 1899 г. в Шаньдуне, было решено в порядке эксперимента ввести каратэ в качестве учебной дисциплины в некоторых учебных заведениях Окинавы.

Первым наставником, преподающим каратэ открыто в государственном учреждении, стал великий мастер и реформатор староокинавского стиля СЮРИ-ТЭ Ясуцунэ Итосу, учитель и наставник Гитина Фунакоси и его соратников. Итосу подверг значительной переработке целый ряд формальных упражнений, сместив акцент с боевого аспекта на гимнастический и оздоровительный, впервые открыв широкой публике не только и не столько боевую технику ТЭ, но и расширив трактовку боевого искусства как системы, подходящей для достижения целей спортивно-оздоровительного характера.

Вслед за введением каратэ в учебную программу последовала серия показательных выступлений Г. Фунакоси и его соратников. Первое из них документально зафиксировано и датируется 1902 г., когда он выступил перед уполномоченным инспектором по образованию префектуры Кагосима Синтаро Одзава. Результатом инспекции и стало введение каратэ в качестве учебной дисциплины в средней школе "Дайити" в г. Сюри и в педагогическом училище. В 1906 г. была организована первая публичная демонстрация каратэ, и к 1913 г. интерес к этому искусству возрос настолько, что Фунакоси подобрал целую труппу, специализировавшуюся на показательных выступлениях.

В 1917 г. Фунакоси по требованию министерства образования прибыл в Японию, в Киото, где он был представлен в БУТОКУДЭН, в центре традиционных воинских искусств. Однако, несмотря на полный успех его выступления, каратэ не сразу получило абсолютное и полное признание в митрополии. Лишь после того, как кронпринц посетил Окинаву в 1921 году, где продемонстрировал свое искусство, он был официально приглашен в Токио на общенациональную атлетическую выставку, состоявшуюся в 1922 г.

В 1924 г. был открыт первый клуб при общежитии в Мейсэй-дзюку, где проживали студенты с Окинавы. Начиная с середины 20-х годов, многие окинавские мастера, наблюдая за успехами своего коллеги, также приняли активное участие в создании и пропаганде своих школ. Боевое искусство попало на благодатную почву, способствовавшую их бурному развитию. Угасавшая традиция получила новую жизнь на чужой земле. Окинавский мастер Кэнва Мабуни создал в 1930 г. стиль СИТО-РЮ. Несколько ранее другой знаменитый мастер НАХА-ТЭ Тодзюн Мияги создал стиль ГОДЗЮ-РЮ. Любопытная история появления названия ГОДЗЮ-РЮ. Дело в том, что Т. Мияги был первым, кто зарегистрировался в Нихон Буто-кукай — Всеяпонской организации боевых искусств. Произошло это в 1926 г. Вот как говорит об этом М. Хисатака:

"... Для того, чтобы зарегистрироваться и стать членом Бутокукай, надо было заполнить специальные бланки, которые разрабатывались для кэндо и в которых надо было указывать стиль или школу. Тодзюн Мияги, зарегистрировавшийся первым, не стал писать "серей-рю" или "наха-тэ", а придумал новое название, и так появился термин ГОДЗЮ-РЮ... Затем зарегистрировались СИТО-РЮ и ВАДО-РЮ...".

К концу 30-х годов сформировался стиль ВАДО-РЮ, основанный доктором медицины Хиронори Оцукой.

В 1936 г. конференция мастеров окинавского каратэ, организованная газетой "Рюкю Симпо", утвердила новую концепцию каратэ, провозглашавшую приоритет духовного начала ("до") в практике боевого искусства. Также было принято решение об изменении названия: иероглиф "кара" в значении "китайский" или "Китай эпохи Тан" был заменен на созвучный "кара" в значении "пустой".

каратэ дзюцу 
"искусство китайской руки"

каратэ-до 
"путь пустой руки"

Таким образом искусство "китайской руки" превратилось в "путь пустой руки". Решение конференции вызвало неоднозначную реакцию в среде окинавских мастеров: многие отказались от новой трактовки древней традиции. Было ли это своеобразным выражением протеста против утраты независимости от Японии или же проявлением традиционной приверженности ко всему китайскому — неизвестно. Впервые же иероглиф "кара" ("пустой, небо") был предложен Томо Ханасиро еще в 1905 году. Эту идею поддержал Фунакоси и на протяжении многих лет пропагандировал ее. В конференции приняли участие К. Ябу, Т. Тибана, Т. Киян, Т. Ханасиро, Т. Мотобу, Т. Мияги и другие.

К началу второй мировой войны уже существовали четыре крупнейших стиля японского каратэ-до: ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ, СЕТОКАН И ВАДО-РЮ, послуживших основой для создания впоследствии множества других стилей и школ. Например, стиль СИТО-РЮ в настоящее время культивируется многими родственными школами и организациями: САНКУКАЙ, СЮКОКАЙ, СЭЙКИКАЙ, СЭЙСИНКАЙ, ХАЯСИ-ХА, ТАНИ-ХА и др.

Особенно широкое распространение каратэ-до получило после окончания II мировой войны. В 1953 г. в США были приглашены ведущие специалисты по каратэ и дзюдо для подготовки личного состава особых подразделений военно-воздушных сил. В их числе были Г. Фунакоси, И. Обата, X. Нисияма и многие другие. Благодаря этому каратэ в США получило возможность развития не только в специальных армейских подразделениях, но и в сфере общественных объединений и организаций.

К концу 50-х годов каратэ-до утвердилось окончательно, а с 60-х широко практикуется во всем мире. Созданы и создаются различные международные организации и союзы.

Но война унесла жизни многих мастеров каратэ. В японской армии существовали особые диверсионные отряды, целью которых была дезорганизация и деморализация личного состава оккупационных войск через террор и устрашение. Причем методы проведения акций, сеющих панику среди солдат противника, были целиком заимствованы из далекого прошлого: террористические акты осуществлялись только холодным оружием и голыми руками.

Ретроспективный обзор развития окинавского боевого искусства позволяет подвести некоторые итоги, отметить существенные моменты исторического плана, сыгравшие важную роль в формировании основ окинавского каратэ.

Итак, общую историю развития и становления можно ориентировочно представить следующими важнейшими этапами:

— I этап: возникновение и эволюционный характер развития местных форм кулачного боя, свойственный всем народам. Продолжительность его можно условно ограничить рамками с VII века н. э., с первых документальных сведений о кулачном бое, существовавшем на островах Рюкю и упоминающемся в японских хрониках "Нихон соку" ("Душа Японии"), и до середины XVI в., когда Окинава наладила торговые связи с соседними странами.

— II этап: слияние техники окинавского рукопашного боя с системами китайского КЭМПО и формирование к 1629 г. системы ТЭ или ТОДЭ. Этот период характеризуется наиболее активной деятельностью китайских мастеров на Окинаве.

— III этап: дальнейшее развитие и формирование трех ветвей ТОДЭ, которые именовались по названию местностей, где они практиковались и приобрели характерные особенности: СЮРИ-ТЭ и НАХА-ТЭ. Каратэ, практикуемое в районе г. Томари, считалось родственным СЮРИ-ТЭ. Примечательно, что до сих пор на Окинаве нет различия и разделения каратэ на стили: их все так же подразделяют на СЮРИ-ТЭ, НАХА-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ.

— IV этап: формирование к исходу XIX в. двух ведущих направлений традиционного окинавского каратэ — СЕРИН-РЮ и СЕРЕЙ-РЮ на основе СЕРИНДЗИ-РЮ ГОКОКУ АН КАРАТЭ и смешение ветвей СЮРИ-ТЭ, НАХА-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ. СЕРИН-РЮ появился в результате смешения стилей СЮРИ-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ, а СЕРЕЙ-РЮ возник на основе НАХА-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ.

— V этап: появление четырех крупнейших стилей каратэ-до в Японии — СЕТОКАН, ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ и ВАДО-РЮ к концу 40-х годов.

— VI этап: появление множества различных стилей каратэ-до на основе смешения СЕРИН-РЮ, СЕРЕЙ-РЮ и четырех японских. Подавляющее большинство современных стилей и школ появились уже в 50-е годы.

Другими важнейшими особенностями окинавского каратэ являются следующие.

Формирование системы боевого искусства на Окинаве и его практика велись в значительном отрыве от религиозной и философской базы, выдвигая на первый план задачи сугубо прикладного характера.

Практика боевого искусства в условиях постоянных запретов на ношение традиционных видов холодного оружия вызвала особый подход к использованию различных видов подручного оружия, и особенно предметов сельскохозяйственного труда: НУНТЯКУ, КАМА, ТОНФА, БО, ДЗЕ, САЙ.

В технический арсенал вошли исключительно простые и эффективные приемы, такие как "зонная" защита предплечьями, уходы телом с линии атаки ТАЙ-САБАКИ, сокрушающие удары руками, поскольку замысловатые движения вряд ли возможны были в схватке с вооруженным противником, в совершенстве владеющим холодным оружием.

Эти и другие обстоятельства со временем сформировали весьма характерный тип окинавского боевого искусства, девизом которого были простота и надежность, предельный рационализм в действиях и ярко выраженный ударно-силовой характер техники.

До середины прошлого века каратэ на Окинаве изучалось и практиковалось исключительно как смертоносное искусство, что предполагало особое отношение и к тренировочному процессу, поскольку он был связан с реальной опасностью для жизни, а занятия не носили массового характера, то есть каратэ не было доступно любому желающему. В силу исторических обстоятельств каратэ зачастую служило средством выживания в жестокую эпоху средневековья.

СЁТОКАН

Сётокан — самый массовый стиль каратэ не только в Японии, но и во всем мире и относится к четырем крупнейшим, наряду с ВАДО-РЮ, ГОДЗЮ-РЮ и СИТО-РЮ. Основан окинавским мастером Гитином Фунакоси. СЁТОКАН в дословном переводе с японского означает "Дом Сёто" и под этим названием существует с 1936 года.

 

Гитин Фунакоси

 

"Сёто" — это литературный псевдоним Г. Фунакоси, взятый им еще со времени пребывания на Окинаве, где он преподавал японский язык в педагогическом училище г. Сюри, переводится как "сосны и волны". Там же у него была своя школа под названием "Сёто Гакко", где он преподавал каратэ.

Красный круг — символическое изображение солнца, охваченный белым полумесяцем, представляет собой эмблему стиля и означает единство двух противоположных начал мироздания — ЯН и ИНЬ — Солнца и Луны. Тотемный знак — стилизованное изображение тигра с поднятой передней лапой и иероглифом "кё" ("учение") над задней лапой.

СЁТОКАН представляет собой вариант адаптированного СЮРИ-ТЭ и генеалогически является его прямым наследником, поскольку Фунакоси подверг основательной переработке систему, которую изучал у своих учителей Итосу и Адзато — великих мастеров, учеников самого Сокана Мацумуры, и сформировал из наиболее эффективных элементов техники и формальных комплексов новую систему, которую он сам называл просто "каратэ-дзюцу", лишь позднее, с 1936 г. — "каратэ-до".


Сокон Мацумура


Итосу

История СЁТОКАНА начинается с 1917 г., с поездки Фунакоси в Японию в Киото, где он впервые продемонстрировал технику КАРАТЭ перед членами Братства Воинских Искусств в БУТОКУДЭН, центре традиционных воинских искусств Японии. Поездка была организована министерством образования после того, как на Окинаве в учебных заведениях была введена новая учебная дисциплина — "каратэ" и эксперимент оказался успешным. Однако, несмотря на успешную демонстрацию нового для традиционного БУ-ДЗЮЦУ искусства, оно далеко не сразу получило безусловное массовое признание в Японии. Возможно, потому что пришло в метрополию с дальней окраины и к тому же было иностранного происхождения. Во всяком случае определенные шовинистические настроения в японском обществе сыграли свою роль в судьбе древнего боевого искусства. В частности, это выразилось в том, что Фунакоси вынужден был перейти на иную терминологию, изменил названия ката и обратился к некоторым положениям кодекса самураев БУСИДО.

Слухи о новом боевом искусстве стали распространяться по всей стране и постепенно дошли до императорского дома. В 1921 г. наследник трона проездом в Европу посетил замок в Сюри, где высокий гость захотел лично познакомиться с новинкой. Для демонстрации каратэ снова был приглашен Фунакоси, показавший свое искусство в ката, кумитэ и тэмасивари. Это окончательно решило дальнейшую судьбу каратэ. В 1922 г. Фунакоси был вновь приглашен в Японию, на общенациональную атлетическую выставку, где он с группой своих земляков подготовил и провел показательные выступления перед широкой аудиторией.

Вслед за этим Дзигаро Кано предложил выступить Фунакоси перед избранными членами КОДОКАНА. Фунакоси предложил вниманию собравшихся ката КАНКУ-ДАЙ (КУСЯНКУ-ДАЙ), а его ассистент Синкин Гима — НАЙХАНТИ и другие элементы. Кано предложил остаться на некоторое время у него в гостях и взять у Фунакоси несколько уроков. Согласие было дано.

Вероятно, почувствовав новые возможности для развития созданной им системы и посоветовавшись с семьей, Фунакоси рискнул остаться в Японии, поскольку в совершенстве владел японским языком и к тому же не был чужд литературному творчеству. В 1922 г. он открыл первый клуб каратэ в Мэйсэй Дзюку, общежитии студентов с Окинавы, обучавшихся в метрополии. Днем он работал садовником, убирал помещения, зарабатывал на жизнь, а по вечерам в аудиториях преподавал каратэ. Вскоре он написал первую книгу, которая называлась "Рюкю кэмпо: каратэ" и была опубликована в том же 1922 г. В 1924 г. случилось великое токийское землетрясение и подготовленный набор книг погиб. В том землетрясении Фунакоси потерял многих друзей и учеников. К 1926 г. он переработал и отредактировал первоначальный вариант рукописи и подготовил к изданию книгу под новым названием "Рэнтан госин каратэ-дзюцу" или "Закалка тела и духа через искусство защиты каратэ".

В 1924 г. открылся клуб каратэ в университете Кейо. В 30-х годах практически во всех крупнейших университетах уже функционировали клубы каратэ. Так было в университетах Такусоку, Сёдай, Нихон, Мэйдзи, Хосэй и др.


сё

 


то

 


кан

В 1935 г. последователи каратэ всей страны учредили комитет, который создал фонд для строительства первого, независимого ДОДЗЁ, предназначенного для постижения каратэ. Строительство здания началось в 1935 г. и было завершено весной 1936 г. В знак благодарности Мастеру брусок над входной дверью был украшен тремя иероглифами — "сё", "то" и "кан" — "дом Сёто". Учитель Фунакоси в возрасте 67 лет разулся и вошел в первое додзё каратэ. После налета на Пирл-Харбор в декабре 1941 г. сторонники войны с Америкой провели большую демонстрацию в поддержку налета, в результате легкая постройка была разрушена. В 1949 г. ученики Фунакоси создали официальную организацию "Нихон Каратэ Кёкай" (JKA) — "Японскую Ассоциацию Каратэ" и избрали мастера Фунакоси главным наставником. Однако в среде последователей наметилась трещина, разделившая их на два лагеря: сторонников и противников учения Фунакоси. Последние считали некоторые положения доктрины учителя слишком догматичными и жесткими. К тому же добавились раздоры в руководстве ЯАК. Результатом конфликта стало организационное отделение единомышленников Сигэру Эгами и Гэнсина Хирониси в виде самостоятельного течения — КАРАТЭ-ДО СЁТОКАЙ — "каратэ-до общества Сёто". Так появился новый энергетический стиль каратэ-до, основанный на дальнейшем развитии "внутренней" энергии адептов. Впоследствии С. Эгами написал книгу "Путь каратэ — помимо техники".

Сигэру Эгами

Фунакоси провозгласил основополагающий принцип "каратэ-до" — "КАРАТЭ НИ СЭН ТЭ НАСИ", или "атака в каратэ не имеет преимущества". Более широкое толкование означает: "каратэ не есть оружие агрессии". Тем самым Фунакоси подчеркнул идею гуманности, проповедуемую им в каратэ-до. Однако наряду с общефилософским смыслом, этот девиз содержит и прямой практический смысл, заключающийся в том, что в момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для защищающегося и она может быть поражена мощным блоком. Вот почему ката в СЁТОКАНЕ обязательно начинаются с блокирующего движения.

Ради справедливости нужно заметить, что фраза "КАРАТЭ НИ СЭН ТЭ НАСИ" имеет продолжение: "КАРАТЭ ВА СЭН ТЭ НАРИ". Тогда в целом это звучит так: "В каратэ не нападают первым, в каратэ бьют первым". Это отвечает на вопрос о пресечении агрессии, и нужно ли дожидаться первого удара со стороны противника? То есть агрессия начинается раньше, чем атака. Проще говоря, если противник решил напасть, то нужно первым нанести удар.До последних дней жизни мастер стремился усовершенствовать своё детище. Во многом ему помогали сыновья.

кара

тэ

ни

сэн

тэ

на

си

Большой вклад в становление каратэ как спортивной дисциплины внес Ёситака Фунакоси. Современники называли его "гениальным каратэкой", а ученики именовали "вака сэнсэй" — "молодой учитель". Ёситака ввел удары ногами по верхнему уровню, круговые и обратные круговые, ему также приписывается введение в канон стиля таких ударов, как ГЯКУ-МАВАСИ-ГЭРИ и КАКАТО-ГЭРИ. Младший - Гиго -продолжает работать в США.

Изучение СЁТОКАНА относительно труднее, чем изучение других стилей, и обусловлено это рядом причин:

— во-первых, это самый жесткий из всех стилей каратэ-до, изначально требующий хорошей физической подготовки и предельной самоотдачи.

 

Нагрудная эмблема СЁТОКАНА (JKA)

 

Нагрудная эмблема СЁТОКАНА (SKI)

Не случайно на эмблеме стиля изображен тигр — тотемный покровитель. Известно, что в стенах Шаолиня с XV в. практиковались 5 "звериных" стилей. Одним из них был ТИГР, характеризовавшийся резкими, мощными и стремительными атаками и перемещениями и предназначавшийся для развития и укрепления мышц и костей. В СЁТОКАНЕ, с точки зрения требований, предъявляемых к технике исполнения, полное соответствие канонам Шаолиня обязательны та же резкость, мощь, сила, низкие стойки, предельная концентрация усилий в любом действии. Эти качества были обязательны в СЮРИ-ТЭ Итосу, они же стали обязательными и в СЁТОКАНЕ. Так сохранилась традиция старошаолиньского цюань-фа.

— во-вторых, в каждом техническом приеме обязательна реализация совокупности нескольких параметров одновременно:

— правильного дыхания, что помогает активизировать циркуляцию КИ;

— своевременности действия;

— контроля движения ударной конечности, т. е. четкого окончания приема;

— развития максимально возможной силы и скорости за минимально короткий отрезок времени, особенно в конечной фазе удара или блока;

— в-третьих, программа обучения довольно обширна — необходимо изучение более 20 ката.

Особенно серьезное внимание уделяется:

— выработке жесткого баланса, общей устойчивости, что достигается длительной отработкой низких, глубоких стоек;

— вращательным "щелчковым" движением бедер в горизонтальной плоскости в прямом или обратном удару направлении, что генерирует огромную разрушительную силу в ударах и блоках;

— мышечному балансу, т. е. своевременному и мгновенному включению всех групп мышц-антагонистов (сгибателей и разгибателей) в конечной фазе поступательной траектории движения ударной поверхности, когда положительное ускорение мгновенно сменяется отрицательным (если это возвратное движение) или резкой остановкой, благодаря чему возникает импульс от удара или блока, или ударная волна, распространяющаяся вглубь поражаемой поверхности. Формирование психофизических характеристик адепта идет через целенаправленную и очень интенсивную работу над телом. Погружение в условия жесткой дисциплины и самодисциплины и большой объем физических нагрузок предопределяют разрушение эгоцентризма и призвана развить твердость характера, трудолюбие и гуманность.

Философия СЁТОКАНА проста:

— главное в атаке есть правильный выбор момента для нападения, быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств. В защите - надежность и сила блока, чтобы у противника не возникало желания снова идти в атаку;

— основное оружие — мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную или под обе ноги;

— принцип ударов ногами: "Человек прочнее стоит на двух ногах, чем на одной". К тому же удар в голову практически не эффективен при обостренном чувстве дистанции, развитию которого придается решающее значение в стиле. Поэтому последователи СЁТОКАНА стремятся поменьше использовать экзотические элементы, более пригодные для кино, и предпочитают реализовать принцип "ИККЭН-ХИСАЦУ" ("одним ударом — наповал").

Уровень технического мастерства определяется системой ученических ступеней — КЮ и мастерских степеней — ДАН. Существует в различных организациях разные классификации ступеней КЮ (цветных поясов). Существует версия о том, что система поясов была заимствована Г. Фунакоси из дзюдо Д. Кано.

Стиль СЁТОКАН входит во Всемирный Союз Организаций Каратэ-до (ВУКО), в Международную Федерацию Традиционного Каратэ (ИТКФ).

ГОДЗЮ-РЮ

Стиль японского каратэ-до основанный на сочетании резких и плавных действий. Как правило, в ГОДЗЮ-РЮ атака не пресекается эквивалентным по жесткости блоком. Вместо этого она отводится мягким блоком в самый последний момент, сохранив тем самым силу, адепт с максимальной скоростью и концентрацией направляет ее во встречном движении на противника. В ГОДЗЮ-РЮ уделяется особое внимание своевременности атакующих действий и скорости реакции. Удары наносятся быстро и в скоростной последовательности. В ГОДЗЮ-РЮ имеет место большое количество уходов в сторону, в отличие от многих других жестких стилей каратэ, где доминирует линейное приложение сил.

ГОДЗЮ-РЮ характеризуется наличием двух основных методик дыхательных упражнений: И-БУКИ — спокойное, "твердое" дыхание нижней частью живота, и Ё-ИБУКИ — силовая форма дыхания.

Слово "годзю" представляет собой японский перевод китайского идиоматического выражения, состоящего из двух слов противоположного значения: "го" (твердое) и "дзю" (мягкое), что сродни понятию ИНЬ-ЯН.

Канрё Хига(си)онна, умерший в 1915 году, вероятно, самый первый создатель основ системы, впоследствии получившей название ГОДЗЮ-РЮ.

Нагрудная эмблема ГОДЗЮ-РЮ

Тодзюн Мияги

В совершенстве владея НАХА-ТЭ, Хига(си)онна соединил боевое искусство Окинавы с одной из форм китайского цюань-шу под названием "цзи-цзи". Тодзюн Мияги, ученик и последователь Хига(си)онна реформировал доставшееся ему наследие и в 20-х годах назвал его "каратэ годзю-рю". Гогэн Ямагути, ученик и соратник Т. Мияги, систематизировал наставления и методики учителя, адаптировав их к традициям японских воинских искусств.

До появления школы ГОДЗЮ-РЮ на Окинаве каратэ рассматривалось, как единая система ТЭ или ТОДЭ ("континентальная" — читай "китайская" рука), и школы назывались по месту их нахождения: СЮРИ-ТЭ, НАХА-ТЭ и т. д.

В 1929 году Тодзюн Мияги, основатель ГОДЗЮ-РЮ, был приглашен в Японию Гогэном Ямагути, создателем и наставником клуба каратэ при университете Рицумэйкан в Киото.

Ямагути развил бурную деятельность. Он учредил институт в Киото, намереваясь ввести каратэ как секцию в БУТОКУКАЙ, чего и достиг в 1930 году.

К 1935 году он создал общенациональную организацию ГОДЗЮ-РЮ, объединяющую множество школ по всей Японии.

В мае 1950 года Ямагути реформировал свою организацию, назвал ее "КАРАТЭ-ДО ГОДЗЮ-КАЙ" и разместил штаб-квартиру в Токио. К 1970 году число зарегистрированых членов AJRG (ГОДЗЮ-КАЙ) насчитывало порядка полумиллиона человек. ГОДЗЮ-КАЙ имеет свои отделения во многих странах мира, имеет стандартные программы обучения.

Базовыми ката в ГОДЗЮ-РЮ являются ката САНТИН и ТЭНСЁ. Это энергетические, дыхательные комплексы.

Другие ката, практикуемые в ГОДЗЮ-КАЙ: ТАЙКЁКУ ДЗЁДАН I-II, ТАЙКЁКУ ТЮДАН I-II, ТАЙКЁКУ ГЭДАН I-II, ТАЙКЁКУ КАКЭ-УКЭ I-II, ТАЙКЁКУ МАВАСИ I-II, ГЭКИСИКАЙ I-II.

Также имеют место продвинутые ката: САЙФА, СЭЙЭНТИН, САНСЭРУ, СИСОТИН, СЭЙСАН, СЭЙПАЙ, КУРУРУНФА, СУПАРИМПЭЙ.

СИТО-РЮ

СИТО-РЮ - один из четырех крупнейших стилей японского каратэ-до. Основан окинавским мастером Кэнва Мабуни в 1930 году. Мабуни обучался у двух знаменитых наставников на Окинаве — Я. Итосу (СЮРИ-ТЭ) и К. Хига(си)онна   (НАХА-ТЭ). Соединив оба направления в единую систему, он назвал ее СИТО-РЮ, зашифровав в названии фамилии своих учителей. В основном жесткий стиль СИТО-РЮ акцентирует внимание на ката из стиля СЁРИН-РЮ, не отказываясь при этом от мягкости, свойственной стилю ГОДЗЮ-РЮ.

Ведущие мастера: Кэнва Мабуни (сидит) и Гичин Фунакоси (слева)

Одинаковое внимание в процессе тренировок уделяется как изучению базовой техники, так и формальным упражнениям. Разучиваются следующие ката: ПИН-АН I-V, БАССАЙ, КОСО-КУН-ДАЙ (КУСЯНКУ), СОТИН, ЧИНТО, ЧИНТЭ, НИСЭЙСИ, МАЦУКАДЗЭ, УНСУ, САНТИН, ТЭНСЁ, САЙФА, СЭЙЭНТИН, СЭЙПАЙ, СЭЙСАН, СУПАРЙМПЭЙ и др., а всего в стиле насчитывается более 50 ката.

Нагрудная эмблема СИТО-РЮ

си

то

рю

Большое значение придается освоению оружия — КОБУ-ДЗЮЦУ. Стиль СИТО-РЮ входит во Всемирный Союз Организаций каратэ-до (ВУКО).

ВАДО-РЮ

ВАДО-РЮ — "Путь мира". Один из четырех крупнейших стилей японского каратэ-до. Создан в 1939 году учеником Г. Фунакоси Хиронори Оцукой, врачем по профессии. На эмблеме стиля изображен белый голубь мира и гармонии. Над ним — фронтальное изображение сжатого кулака. Воспитанный в классических традициях БУ-ДЗЮЦУ школы дзю-дзюцу ЁСИН-РЮ, Оцука по-своему реализовал свой взгляд на воинские искусства и на каратэ-до — в частности. Это, пожалуй, самый "японский" стиль каратэ-до из всех. Недаром Оцука был удостоен высшего звания ХАНСИ в воинских искусствах на высшем государственном уровне.

Нагрудная эмблема ВАДО-РЮ

Хиронори Оцука

Оцука отказался от бескомпромиссной жесткости стиля Фунакоси, свойственной многим стилям староокинавского каратэ. Он также отказался от усиленной подготовки ударных поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и сил.

Главный смысл тренинга в ВАДО-РЮ состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, но в развитии и совершенствовании определенного состояния разума (МИДЗУ-НО-КОКОРО, ЦУКИ-НО-КОКОРО, МУ-СИН). Чрезвычайно важен живой, реагирующий на окружающий мир интуитивно, без колебаний, в любой экстремальной ситуации. Адепт обязан всячески развивать в себе внутреннюю уверенность и спокойствие характера, самоконтроль, должен проявлять уважение к окружающим и быть истинно гуманным в отношениях с людьми. X. Оцука сделал акцент прежде всего на духовности. ВАДО-РЮ в первую очередь — духовная дисциплина: "Насилие может быть истолковано как путь боевых искусств, однако истинное предназначение боевых искусств состоит в том, чтобы искать и добиваться мира и гармонии".

Изучение формальных упражнений, базовой техники, связок, различные формы обусловленного спарринга и свободный бой — составляют основу тренинга системы ВАДО-РЮ.

КИХОН — базовая техника во многих аспектах схожа с СЁТОКАНОМ. Несколько большее разнообразие в стойках, в частности, существует несколько вариантов передней и задней опорной стоек. Нет бокового удара ребром стопы, но есть видоизмененный удар СОКУТО с положением таза 3/4 по направлению к линии атаки. Все удары руками и блоки выполняются с мощной скруткой корпуса и бедер (ТАЙ-САБАКИ), что служит не только усилению атаки, но и позволяет избежать возможной синхронной контратаки. Известно, что при попадании во вращающуюся цель сила удара как бы "размывается" по большой поверхности, что резко снижает его эффективность. Вращательные движения корпусом — характерная черта стиля ВАДО-РЮ. Оцука заимствовал технику уходов корпусом из дзю-дзюцу. Спарринг изобилует большим количеством финтов и отвлекающих движений.

X. Оцука вернул прежнее название ряду базовых ката, и они вновь стали называться ПИНАН I-V.

Другие ката, изучаемые в ВАДО-РЮ: НАЙХАНТИ I-III, БАССАЙ, КУСЯНКУ, ДЖИОН, ВАНСУ, СЭЙСАН, ЧИНТО, ДЗЮТТЭ, НИСЭЙСИ, РОХАЙ.

В ВАДО-РЮ существует 8 начальных ступеней — КЮ и 10 мастерских — ДАН.

КЁКУСИНКАЙ

Масутацу Ояма

КЁКУСИНКАЙ (яп. — общество абсолютной истины) — контактный стиль. Создан корейцем японского происхождения Масутацу Оямой в конце 40-х годов, после II мировой войны, на основе смешения стилей СЁТОКАН и ГОДЗЮ-РЮ, ранее изученных им. В 1951 г. был открыт первый ДОДЗЁ КЁКУСИНКАЙ, что и считается началом школы КЁКУСИН БУДО КАРАТЭ. Основная идея М. Оямы заключалась в том, чтобы возродить древнюю традицию боевых искусств в условиях новейшего времени и преодолеть кризис в современном каратэ-до. Реформы Оямы состояли прежде всего в возврате к изначальной традиционной системе обучения, т. е. к созданию "ядра" школы, где ограниченное количество ближайших учеников (УТИ-ДЭСИ) проходят "посвящение" в сокровенные тайны боевого искусства под руководством самого основателя, как это делалось в родовых кланах самураев или в монастырских общинах, и в четкой корреляции дзэнских принципов и техники каратэ.

Ката, изучаемые в КЁКУСИНКАЙ: ТАЙКЁКУ I-III, ПИНАН I-V, САНТИН, ТЭНСЁ, ЦУКИ-НО-КАТА, ЯНЦУ, САЙФА, ГЭКИСАЙ-ДАЙ, ГЭКИСАЙ-СЁ, СЭЙЭНТИН, КАНКУ, СУСИ-ХО, ГА-РЮ, СЭЙПАЙ. Дополнительно изучаются: УРА-ТАЙКЁКУ I-III, УРА-ПИНАН I-V, КИХОН-КАТА I-II.

Стиль КЁКУСИНКАЙ организационно не входит ни в какие другие союзы каратэ-до. Существует IKO — международная организация КЁКУСИНКАЙ, в рамках которой проводятся соревнования различных уровней, в том числе и чемпионаты мира.

Поединки проводятся с полным контактом, без использования защитного снаряжения. Удары руками в голову запрещены, как и удары в спину. Стиль практикуется в различных спецподразделениях многих стран мира.

 

 

ПРИЧИНЫ РАЗДЕЛЕНИЯ НА СТИЛИ

 

Постигай учения сосны, бамбука и цветущей сливы. Сосна вечно зелена, прочно укоренена и солидна. Бамбук крепок, гибок, несокрушим.

Сливовый цвет дерзок, ароматен и изящен.

Уэсиба Морихэй

КЭМПО делится на:
— КУНГ-ФУ (Китай)
— ДЖИУДЖИТСУ (Япония)
— КАРАТЭ-ДО
— ОКИНАВА-ТЭ
— Формы КОРЕИ
— Формы других стран АЗИИ (Вьетнам, Тайвань, Бирма)
— КИК-БОКСИНГ

Группу стилей объединяет техника, философия, терминология.

Причины, по которым происходило деление на стили, следующие:

  1. Желание объединить несколько стилей в один.

  2. Убеждение основателя в необходимости стиля (стиль обезьяны).

  3. Характерные взгляды основателя (СИ-ИН, 5 стихий: дерево, огонь, вода, земля, железо).

  4. Интеллектуальный уровень основателя (ВАДО-РЮ, основатель — врач).

  5. Физические возможности человека (ШОРИН-РЮ, в основе плохая растяжка, потому техника ног не применяется в верхний уровень).

  6. Навыки основателя (стиль пьяного).

  7. Желание славы, карьеры основателя.

Существует более 300 стилей. Многие из них имели короткую жизнь, а другие существуют много столетий. В мире все прогрессивно развивается и изменяется — это закономерно.

ЭТИКЕТ В КАРАТЕ-ДО

 

Этика - это роскошь вчера, необходимость сегодня, единственное условие для выживания завтра.

("Диагностика кармы. Книга I")

Этикет — установленный порядок поведения — очень важен в КАРАТЭ-ДО. Этикет пришел в КАРАТЭ-ДО из конфуцианства, вместе с практикой четко разработанной церемонии и догмами морали. Положения морали легли в основу "БУСИ-ДО" — кодекса самурайской чести, который и сейчас определяет поведение каратэка. Кодекс БУСИ-ДО сводится к 5 ключевым установкам:

I. Верность
а) верность народу и любовь к отечеству;
б) любовь к родителям и привязанность к братьям;
в) усердие.

II. Вежливость
а) уважение и любовь;
б) скромность;
в) утонченность.

III. Мужество
а) храбрость;
б) твердость и хладнокровие;
в) терпеливость и выносливость;
г) находчивость.

IV. Правдивость
а) прямота и искренность;
б) честь;
в) справедливость.

V. Простота
а) простота;
б) скромность и чистота.

В КАРАТЭ-ДО эти положения нашли отображение в четко разработанной церемонии (ШИКИ):

— При входе в зал (ДОДЖО) все делают ДОДЖО-РЭЙ — РЭЙ залу, выражая тем самым уважение даже к месту, где они постигают КАРАТЭ-ДО;

— В начале и в завершение тренировки делается ШИКИ, где тремя РЭЯМИ ученики выражают уважение:
"ШОМЭН-НИ-РЭЙ" — основателям КАРАТЭ-ДО, основателю школы;
"СЭНСЭЙ-НИ-РЭЙ" — своему учителю;
"ОТАКАЙ-НИ-РЭЙ" — своему труду на тренировке.

— Регламентированы и отношения между учениками — перед обращением младший по поясу делает рэй и обращается к старшему только после ответного рэя.

Соблюдение этикета КАРАТЭ-ДО с первой же тренировки воспитывает в учениках вежливость и уважение, что является очень важным в изучении КАРАТЭ-ДО и в воспитании гармоничной высокоразвитой не только с физической, но и с других сторон личности.

 



Создан 24 июн 2018



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником