ВИДЫ ТРЕНИРОВОК - КАТА




 

                                            КАТА.

 

     Говорят, что кихон - азбука каратэ,ката - грамматика, а джюй кумитэ - готовое поизведение.

Ката представляет собой серию движений каратэ, тщательно отработаных , всегда исполняемых в одинаковой манере и в тех же направлениях .Сначала и до конца спортсмен выполняет серию технических приемов ( от 20 до 60 , в зависимости от сложности ката).

    Ката представляет собой кихон, исполняемый в разных направлениях и с движениями разной степени сложности.По исполнению ката можно судить об уровне спортсмена. Исполнение ката входит во все экзаменационные тесты по повышению квалификации спортсмена. По своей сути ката - это бой против нескольких противников,- который спортсмен ведет с полным напряжением физических и моральных сил.Ката содержит все виды техники каратэ и в противоположности спаринга , который предполагает ведение боя в одном направлении( с 1 противником) позволяет использовать все многообразие технических приемов.

    Исполняя ката , спортсмен парирует атаку, финтит , блокирует со сменой направления , прыгает,делает уходы, атакует ногами и руками,делает броски и захваты,- то есть ведет настоящий бой, в котором противники атакуют со всех сторон.Некоторые моменты ката могут означать символические и условные движения.

    Каждая ката начинается с точки - эмбу джо и заканчивется в этой точке.Линии по которым двигается спортсмен - эмбу сэн. Каждое ката начинается с защитной техники, что подтверждает старую истину ----  КАРАТЭ НАЧИНАЕТСЯ С ЗАЩИТЫ -----.Каждому движению и перемещению в ката предшествуют взгляд или поворот головы в сторону , откуда следует атака противника.Ката является прекрасным физическим упражнением , в котором все мышцы гармонично работают и во время которого развивается чувство равновесия, скорость и сила , дыхание синхронизируется с движением и техника движений отрабатывается до автоматизма.

 

                          Вот несколько способов наработки ката. 

 

1.Медлено и расслаблено - при изучении или для разминки.

 

2.Быстро и расслаблено - при проверке правильности перемещения ног и движения бедер, для развития скорости и правильности стойки.

 

3.Быстро и сконцентрированно , отдельно, каждое движение.В подобном темпе выполнить ката заученую в черне и после разучивания.Каждое движение выполнять изолировано и сильно, атаки резкие, защиты сильные - с полным напряжением в каждом движении.

 

4.Быстро, с полной концентрацией, с боевой скоростью.К предыдущему способу исполнения добавляется чувство боевой обстановки.Начинать с соединения связаной техники (например - защита + контратака )в одну группу движений.Затем соединяйте группы между собой.Работа кропотливая, но необходимая.В этом случае не надо спешить, а вести бой в оптимальном ритме.В таком ритме каты группы ХЕЙЯН выполняются примерно за 30-40 секунд.

 

5.Медленно и сконцентрировано, с целью развить мышцы тела.Так исполняют каты школы Годзю рю.

 

6.С отягощениями, для развития силы и выработки выносливости.Можно выполнять ката с отягощениями на руках и ногах, и с боевой скоростью.

Можно выполнять ката с партнером на плечах. После выполнения ката с отягощением, необходимо выполнить ката быстро и расслабленно.

 

7.В среднем темпе в "рванном" ритме, когда связки выполняют быстро, а отдельные элементы,- медлено, но с полной концентрацией и напряжением приближенной к боевой обстановке. 

Перед исполнением ката в полную силу и с боевой скоростью, проделайте подготовку следующего характера:

 

а.Несколько раз повторить ката медленно и расслабленно.

б.Несколько раз,- с полной концентрацией каждого движения.

в.Исполнить два или три ката подряд, медленно и с полной концентрацией.

г.Несколько раз с боевой силой и скоростью.

д.Несколько раз расслабленно и мягко, в среднем темпе.

 

Критерием должно служить правильное исполнение ката, согласно требованиям.

Ката начинают и заканчивают традиционно церемониальным поклоном"рэй",который делают в стойке муссоби дачи, и выражают искреннее отношение к партнеру.

Ката не считается хорошо выполненым , если плохо исполнен конец.

                                  Некоторые особенности исполнения. 

1.Исполнение считается правильным, если движения следуют в предопределенном порядке с начала и до конца, без ошибок.

2.Начинать и закачивать в одной точке(эмбу джо),двигаться по определенным линиям(эмбу сэн).Шаги разной длины приведут к ошибке.

3.Спортсмен должен четко выполнять и понимать значение каждого движения(бункай).У каждого ката свои особенности,которые должны быть ясно показаны во время исполнения.

4.Правильный ритм ката, соответствующий правилам.

Применение силы в нужный момент.

Плавность перемещения,гибкость тела является исходным моментом ведущим к совершенному завершению.Все движения логичны, взаимосвязаны.Ритм исполнения должен быть оптимальным для каждого движения, тело гибким,перемещение быстрым,но плавным.

5.Эффект присутствия противника играет большую роль.Исполнитель должен представлять своих противников и атаковатьв нужный момент.Каждое движение и перемещение должны делаться осмысленно.

6.Счет каждого ката ведется по числу стоек(для начинающих связки ката могут делиться на элементы , что увеличивает счет).Некоторые стойки служат для выполнения нескольких движений подряд(связки), в некоторых моментах каты,пауза может продолжаться до 1 сек. Общее время исполнения , различно для каждого ката.

7.Процесс дыхания во время исполнения играет значительную роль.

Спортсмен выдыхает становясь каждый раз в новую стойку и вдыхает в начале каждого перемещения.В некоторых точках ката в момент максимального напряжения издается крир  КИ-АЙ!.

8.Положение рук в различных движениях важно при исполнения ката.

9.Не следует ускорять перемещение,каждое движение выполняется своевременно.Сохранять спокойствие во время исполнения.

10.Повторяйте ката ежедневно,уделяйте внимание трудным для вас катам или отдельным элементам из ката.

 

ВЫПИСКА ИЗ ПРАВИЛ СОРЕВНОВАНИЙ (ЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО,ДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ,ТОГДА БУТЕТ ОТЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ.)

 

                                 СТАТЬЯ 5: КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

1. Ката должно быть выполнено компетентно. Должно быть продемонстрировано ясное понимание традиционных принципов, содержащихся в Ката. При оценке выполнения индивидуального или командного Ката Судьи должны основываться на следующем:

а. Реалистичная демонстрация значения Ката.
б. Понимание выполняемой техники (БУНКАЙ).
в. Правильное время, ритм, скорость, баланс, концентрация силы (КИМЭ).
г. Корректное и надлежащее использование дыхания при выполнении 
КИМЭ.
д. Правильный фокус внимания (ЧАКУГАН) и концентрация.
е.Правильные стойки (ДАЧИ) с надлежащим напряжением бедер и плоской постановкой стопна пол.
ж. Надлежащее напряжение живота (ХАРА) и отсутствие колебаний бедер вверх и вниз при передвижении.
з. Правильная форма (КИХОН) демонстрируемого стиля.
и. Выполнение также должно быть оценено с точки зрения других пунктов, таких как сложность демонстрируемого ката.
к. В командных Ката отсутствие внешних сигналов для синхронизации является дополнительным критерием.

2. Спортсмен, допустивший вариацию ШИТЕЙ Ката должен быть дисквалифицирован.

3.Спортсмен, остановившийся во время выполнения ШИТЕЙ или ТОКУЙ Ката, либо выполнивший другое Ката, отличное от объявленного (заявленного), должен быть дисквалифицирован. 

4. Спортсмен, выполнивший нерегламентированное Ката или повторивший Ката, должен быть дисквалифицирован.

ПОЯСНЕНИЯ:

I. Ката – это не танец или театральное представление. При выполнении Ката необходимо придерживаться традиционных ценностей и принципов. Ката должно быть реалистичным в боевом понимании и демонстрировать концентрацию, мощь, потенциальный эффект техники. Ката должно демонстрировать силу, мощь и скорость, также как изящество, ритм и баланс.
II. В командных Ката, все три члена команды должны начинать выполнение Ката лицом в одном направлении в сторону Старшего Судьи по Ката.
III. Члены команды должны демонстрировать понимание всех аспектов выполняемого Ката, также как и синхронизацию.
IV. Команды начать и закончить выполнение Ката, топание ногами, удары по груди, рукам, каратэ ги, несоответствующие громкие выдохи, являются примерами внешних сигналов и должны быть приняты во внимание Судьями при принятии решения.
V. Тренер и участник несут персональную ответственность за соответствие заявленного Ката данному конкретному кругу соревнований.

 

 

*****************************************************************

*********   **********   **********   **********   **********   *******

 

               Гитин Фунакоси о изучении ката


«Вы должны осознавать, что все – а их более двадцати – ката, в сущности, производные от нескольких. И если вы мастерски овладели одним из них, то очень скоро в совершенстве освоите и другие. Даже не прилагая особых усилий. Достаточно внимательно наблюдать, как их выполняют ваши соперники или наставники. И под руководством толкового тренера повторять движения и позиции.

Сейчас я расскажу одну старую историю. Может тогда станет яснее, что я имею в виду. Жил когда-то знаменитый актер, чтец старинных баллад и легенд. В юности у него был очень строгий педагог.

День за днем, неделю за неделей, месяц за месяцем, да что там, год за годом(!) учитель заставлял парня читать один и тот же отрывок из «Тайкоки» («История Тойотоми Гидеоши»), не позволяя продвинуться ни на строку дальше. В конце концов, парня охватило отчаяние. А речь идет (если я ничего не путаю) о великом мастере Кошидзи. Он уверял сам себя в том, что выбрал не ту профессию. И однажды ночью удрал из дома своего наставника, отправился в столицу сегунов Идо в поисках другого способа заработать на жизнь, желая «сжечь за собой мосты».

В пути он решил заночевать в одной из гостиниц префектуры Сизуока. В ней же, как раз в тот вечер – вот он, перст судьбы – проходил конкурс чтецов. Кошидзи подумал, что терять ему нечего, а время убить надо, принял участие в конкурсе и прочел, конечно же, тот самый отрывок из шрайкоки». Когда он закончил, организатор вечера чтецов, не сдерживая восхищения, воскликнул: «Это потрясающе! Скажите, кто вы? Сомнений нет: вы – величайший мастер. Но ваше имя?» Молодой Кошидзи был совершенно сбит с толку неожиданным восторгом слушателей. Он смутился и признался, что никакой он не мастер, а лишь новичок, да и то неудачник. Тут его собеседник совсем опешил: «В это невозможно поверить! Вы выступили, как большой актер. Не каждая знаменитость сумеет прочесть так, как вы. У кого вы учились?»

И тут Кошидзи прорвало, он рассказал все: как мучил его учитель, как он не выдержал и убежал из дома. «Какую глупость вы совершили!» – Ужаснулся организатор. – «Как раз его требовательность и сделала вас мастером. Вы проучились у него всего несколько лет, и этого хватило, чтобы превратить вас в большого артиста. Хотите добрый совет? Возвращайтесь назад, просите прощения у своего учителя, умоляйте его не отказываться от вас и продолжить занятия.»

К счастью, Кошидзи не был упрямцем. Он сделал так, как ему советовали и стал великим актером своего времени.

Я рассказал эту историю не для того, чтобы вдохновить начинающих актеров. И даже не для того, чтобы лишний раз поучать молодых каратистов. Это просто жизненный урок, не придуманный: все события этой истории происходили на самом деле. Может, кому-то она пригодится, а может, и нет».

 

                         Кэнва Мабуни о важности ката


"Самое важное в каратэ - это ката. В них собраны все приемы нападения и защиты. Поэтому нужно хорошо понимать смысл ката и выполнять их правильно.

Хотя некоторые, вероятно, считают, что можно игнорировать ката и практиковать только спарринг, такое отношение никогда не приведет к истинному прогрессу в каратэ. Дело в том, что удары и блоки, техника нападения и защиты имеют тысячи вариаций, и в схватке все опробовать невозможно...

Одна-две ката - вот единственное, что нужно человеку, если только исполнять их четко и с условием, что они станут "твоими". Тогда прочие ката будут служить лишь для расширения познаний и для сравнения. Как бы ни был богат и обширен ваш опыт в области формальных упражнений, он бесполезен без должной глубины.

Сколько бы человек не выучил ката, если тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся. Учите правильно и отрабатывайте одну-две ката, и когда придет время их применить, то независимо от вашего сознания, они окажутся эффективны сверх всяких ожиданий.

Второе, что следует выделить особо, - это правильность тренинга. Если методика тренировок неправильна, то уже не важно, в скольких схватках вы участвовали, сколько разбили камней и досок, ибо дурные навыки, в конце концов, приведут к поражению.

Однако, хотя ката можно назвать самой важной частью занятий каратэ, не стоит также пренебрегать спаррингом и тестами на пробивание твердых предметов. Путь к настоящему каратэ - избегать праздности и заниматься упорно, с мыслью, что ката составляют половину успеха, а прочие тренировки - другую половину".

 

                  Суть ката мастера каратэ, Эда Паркера


Комплекс ката (так называемых официальных ритуальных тренировок) представляет собой определённое число наступательных и оборонительных движений объединённых определённым образом в нечто, похожее на танец. Функции комплексов многообразны. Он предназначается для тренировок главным образом дома, где «танец» является основой движений и элементов, которые могут быть использованы в различных ситуациях. Короче говоря он представляет собой систему для указаний движений, которую во всех других случаях можно забыть.

Эти комплексы представляют основу тренировок подвижности, равновесия, динамического и напряжённого состояния, или их сочетания, комбинации. Это «Спокойный» комплекс, «Быстрый» комплекс, «Долгий» комплекс и их комбинация. Спокойный комплекс, он также «короткий», используются в основном для развития мощи и силы. «Длинный» и «Быстрый» комплексы развивают чувство времени, координацию движений и скорость.

Когда вы начинаете практически осваивать эти комплексы можете сократить Долгий комплекс и перейти к трём другим комплексам, придавая особое значение мощи и силе, и спокойствию одновременно, увеличивая сначала скорость без изменения силы, за тем увеличивая и силу. Одни комплексы предполагают применение оружия, а другие нет.

Комплексы с оружием периодически могут прерываться в программах тренировок на силу и точность, получаемых от специфических упражнений, которые их усиливают в следующем комплексе подлежащим запоминанию. И того, чего не хватало в использовании упражнений с оружием. Часто вес этого оружия увеличивает силу спортсмена с помощью системы рычагов. Импульс силы увеличивается противодействием, которое помогает вам в тренировочных движениях выполнять их красиво.

Если упражнения подразумевают оружие в обеих руках, высокая степень точности необходима иначе вы будете ранены. Таким образом, процесс Совершенствования - это процесс развития чувства времени, ритма, и т.д., и он имеет нарастающую тенденцию. Так «относительность» становится «реальностью», очевидной во всех комплексах которые вы выполняете. Существуют однако, комплексы в которых два спортсмена ведут «активный бой», как запрограммированный «поединок». Каждый из них может заниматься как один, так и с партнёром. В «поединке» с применением различных комплексов партнёры отрабатывают действительную справедливость, значимость и назначение каждого движения. Такой анализ даст обоим спортсменам больше понимания, нежели, как они рассчитывают когда спаррингуют в спортивном бою.

Таким образом, когда «спортсмену» неожиданно встретится похожая ситуация, знания, которые он получил, он может применить незамедлительно.

Почти во всех китайских школах, до того как ученики той или иной системы в совершенстве овладеют каким-либо комплексом, многие действительные назначения комплекса скрываются и утаиваются. Это объясняется многими причинами: во-первых, конечно не показывается техника, во-вторых, скрывается информация от учеников до тек пор, пока характеристика учеников не будет известна, для того чтобы смертоносные приёмы, являющиеся особенностью данной школы, не смогли попасть к «врагу».

Часто учитель не показывает всё, что знает, сохраняя в тайне определённые элементы для того, чтобы одерживать победу над учеником который может его предать. Как писал в своей последней работе Джеймс Ли, «действительно, во всех китайских школах на поверхности все обманчиво, однако, для опытного человека откроется смертоносная техника, исполняемая с относительно безвредными побуждениями учеником, который по незнанию «обессиливает» технику».

Смена ритма также является общей частью китайских форм комплексов (или ТАО-КУНГ-ФУ). Существует много школ в Китае сегодня, в которых упражнения исполняются под ритмический бой барабанов и тарелок этот метод позволяет проявить большее чувство ритма, времени и темпа. В некоторых китайских системах многие комплексы не соответствуют одному определенному образу действия. Они приспосабливаются и согласовываются так, чтобы движения были применимы к индивидууму их изучающему.

Не существует двух одинаковых в физиологическом отношении людей, а комплексы делаются для людей, но не для комплексов. Однако для того чтобы комплекс соответствовал индивидууму необходимо избирать его точно и тщательно. Возможно, как было отмечено, это метод практического освоения и тренировок, по существу метод упражнений с тенью. Однако, если комплексы или виды изучать без понимания, или каждое сложное движение не объяснять детально и с определённым акцентом, то вознаграждением будет курс балета или национальных танцев. Это можно сравнить с безвыходным тупиком, где представляется совершенно простой проблема выбраться, если существует картинка, которая указывает как быстрее выбраться.

«Бой с тенью», с одной стороны, представляемый в воображении ученика, с применением наступательных и оборонительных движений, является наиболее выгодным для тренировок, однако, «Бой с тенью» без представления «противника» и наступательно–оборонительных движений является бесполезным. Следовательно, «Бой с тенью» является вашим представлением, с другой стороны, отсутствием активного поединка. Парный же комплекс в свою очередь является переходом на более высокий уровень тренировки. В нём открывается каждое движение обоим спортсменам. Оборонительная и наступательная техника подразумевает определённый вид тренировок, который вы изменяете.


 

                Ката - коаны каратэ шотокан. Часть 1


Во всех боевых искусствах Востока одним из самых важных методов овладения мастерством на протяжении веков были специальные комплексы приемов, сгруппированные в определенной последовательности и исполняемые без партнера. В японских боевых искусствах их называют "ката".

Особое место ката занимают в традиционном каратэ. Это ярко проявляется в неустанном подчеркивании ведущими японскими мастерами необходимости постоянно отрабатывать такие комплексы. Например Мабуни Кэнва, основатель школы Сито-рю, так пишет о ката: "Самое важное в каратэ - ката. В них собраны все приемы нападения и защиты. Поэтому нужно хорошо понимать смысл ката и выполнять их правильно.

Хотя некоторые, вероятно, считают, что можно игнорировать ката и практиковать только спарринг, такое отношение никогда не приведет к истинному прогрессу в каратэ. Дело в том, что удары и блоки, техника нападения и защиты имеют тысячи вариаций, и в схватке все опробовать невозможно... Одна-две ката - вот единственное, что нужно человеку, если только исполнять их четко и с условием, что они станут "твоими". Тогда прочие ката будут служить лишь для расширения познаний и для сравнения. Как бы ни был богат и обширен ваш опыт в области формальных упражнений, он бесполезен без должной глубины. Сколько бы человек не выучил ката, если тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся. Учите правильно и отрабатывайте одну-две ката, и когда придет время их применить, то независимо от вашего сознания, они окажутся эффективны сверх всяких ожиданий.

Второе, что следует выделить особо, - это правильность тренинга. Если методика тренировок неправильна, то уже не важно, в скольких схватках вы участвовали, сколько разбили камней и досок, ибо дурные навыки в конце концов приведут к поражению. Однако, хотя ката можно назвать самой важной частью занятий каратэ, не стоит также пренебрегать спаррингом и тестами на пробивание твердых предметов. Путь к настоящему каратэ - это избегать праздности и заниматься упорно, с мыслью, что ката составляют половину успеха, а прочие тренировки - другую половину".

Особое значение ката придавалось на родине каратэ, на острове Окинава, где, судя по воспоминаниям Фунакоси Гитина и других мастеров, они подчас превращались в единственный метод тренировки. При этом, несмотря на полное отсутствие учебных поединков, о которых столпы каратэ не упоминают, бойцы на Окинаве добивались высочайшего мастерства в искусстве поединка, что не вызывает ни у кого сомнений.

Чем же объясняется такое подчеркнутое уважение к ката и вера в их эффективность у мастеров традиционного каратэ? Вопрос этот сложен и в то же время актуален, ведь не секрет, что многие современные рукопашники заявляют о полной непригодности ката для подготовки бойца. Итак, попробуем разбраться в сущности феномена ката.

Пожалуй, ключ к его разгадке скрыт в словах, которые часто повторяют мастера боевых искусств: "Ката - это коаны каратэ". Они раскрывают значение термина "ката" через сопоставление его с одним из важнейших элементов тренинга в дзэн-буддизме. Для нас это означает необходимость сначала разобраться с сущностью дзэнских коанов, а уже затем, путем сравнения, выявить сущность ката.

Дословное значение термина "коан" (кит. "гуан-ань") - "публичный отчет". Чаньский наставник Чжунфэнь Минбэнь (1263-1323), исходя из этимологии, следующим образом раскрывает значение этого слова: "Гун, или публичный (гласный), - это тот единый путь, которым следовали мудрецы и им подобные достойные люди, высший принцип, служащий дорогой для целого мира. Ань, или отчет (запись), - это ортодоксальные писания, которые фиксируют то, что мудрецы и почтенные люди считали (основными) принципами... Слово гун, или "всеобщий", означает, что гун-ань кладут конец частному пониманию; слово ань, или "запись случаев", означает, что они находятся в соответствии с Буддами и Патриархами".

Чаньские гун-ань одноименны с гласным судебным разбирательством,которое практиковалось в средневековом Китае. Отталкиваясь от этого, Чжунфэнь проводил аналогию между работой чиновника, ведущего такое разбирательство, и учением наставника Чань (дзэн). Когда человек не может самостоятельно решить свое дело, он обращается в суд, где специальный чиновник на основе записей прецедентов выносит решение по его делу. Так же и в случае с гун-ань. Если чаньский адепт не может самостоятельно разрешить какую-либо духовную проблему, достичь озарения, он обращается к наставнику, который при помощи гун-ань (то есть записи прецедента "озарения") помогает ему в этом.

Таким образом, коан фиксирует просветление адепта, практиковавшего Дзэн ранее. Хотя коан является описанием вполне конкретной ситуации диалога конкретных лиц (иногда скрытого), он выходит за рамки частного понимания и содержит в себе некое измененное состояние сознания, одинаковое у всех просветленных мастеров и понимаемое как "абсолютное". Поэтому коан является гарантом достижения просветления в будущем теми, кто будет его практиковать. По словам Чжунфэня, "гун-ань не является частным мнением отдельного человека, но, скорее, Высшим принципом, который признается истинным сотнями и тысячами бодхисаттв трех сфер и десяти направлений так же, как и нами. Этот принцип пребывает в гармонии с духовным источником, совпадает с Непостижимым Смыслом, разрушает рождение-и-смерть и преступает ограниченность страстей. Он не может быть понят посредством логики, он не может быть передан в словах, он не может быть разъяснен в писаниях, он не может быть измерен разумом".

 

 

                   Ката - коаны каратэ шотокан. Часть 2


Теперь рассмотрим, что представляют собой ката каратэ. Слово "ката" может записываться двумя разными иероглифами, один из которых имеет значения "шаблон, трафарет; модель, фасон; обыкновение, традиция", а второй - "форма, вид". Если рассматривать ката каратэ как аналог дзэнского коана, то по аналогии они тоже должны фиксировать состояние озарения. И действительно, ныне широко известна идея, согласно которой древние, традиционные ката были смоделированы мастерами по ситуациям реальной схватки с несколькими противниками; они фиксируют озарение мастера и технику боевых приемов, реализованных в состоянии озарения в смертельном поединке.

Таким образом, ката - это фиксация озарения, однако фиксация не в словах, а в движениях (кстати говоря, "Сутра помоста шестого патриарха", на которую опирается весь дзэн-буддизм, называется во введении "внезнаковыми предписаниями"). При этом значения "трафарет, шаблон" или "форма" подразумевают не столько следование чисто технической традиции, заложенной мастером, сколько возможность достижения просветления на основе "прецедента".

С точки зрения дзэн-буддизма коан, а вместе с ним и ката, выступают как "живое слово", неотделимое от просветленного сознания, при достижении которого снимаются противоречия между субъектом и объектом. Это не обычный логически связанный текст (такой текст в дзэн-буддизме называют "мертвым словом"), в котором передается какая-либо информация. Ката не читают, его переживают. Сущность ката заключается не в получении какой-то информации, а в переводе субъекта (в процессе интуитивного созерцания им этого "живого слова") из обычного состояния сознания в просветленное.

Поэтому постижение ката возможно только в ситуации общения Учителя как носителя просветленного знания и ученика, общения явного или неявного.

Для профана "живое слово" неотличимо от "мертвого". Только если последователь дзэн в процессе его интуитивного созерцания достигает нового, просветленного состояния сознания, слово "оживает". И тогда "текст", или ката, как знаковая структура, фиксирующая определенные субъектно-объектные отношения, перестает для него существовать. Как учил Хуэйнэн, автор "Сутры помоста", 6-й патриарх Чань-буддизма, "о чем бы ни шла речь, не будет ни того, кто может говорить, ни того, о чем можно говорить; точно также, о чем бы вы ни мыслили, не будет ни того, кто может мыслить, ни того, о чем можно мыслить".

В этой идее лежит ключ к пониманию правильной практики ката. Если на начальном этапе обучения ученик загоняется в жесткую структуру движений и ритма, то после достижения просветления эта жесткая структура перестает для него существовать. Исчезают все субъектно-объектные отношения, открываются возможности для полноценного независимого творчества мастера на ином качественном уровне - на уровне просветленного сознания.

Важно отметить, что для конкретного индивида далеко не каждое ката пригодно в качестве "средства" (кит. фанбянь) достижения просветления. Оно должно быть строго индивидуализировано в зависимости от личностных особенностей и способностей ученика. Это, с одной стороны, обуславливает принципиальную неисчерпаемость форм, в которых истина может быть выражена, а, с другой, лишний раз подчеркивает роль Учителя в нахождении подходящего "средства". Поэтому в современных школах боевых искусств, например в каратэ, утвердилась практика "токуй ката" - "ката-конька", которое ученик ощущает "своим".

Так как дзэн-буддизм считает критерием истинности достижение личного просветления, что согласуется с постулатом Бодхидхармы о необходимости "прямой передачи вне текстов",то сами эти "тексты" могут изменяться, чтобы соответствовать духу времени. Не зря школу Дзэн называли также "школой патриархов". Поэтому те изменения, которые вносили крупные мастера в ката на протяжении многовековой истории боевых искусств в соответствии со своим пониманием и ощущениями, в дзэн-буддизме отнюдь не рассматриваются как кощунство и уничтожение сакральной сути "формы". Ведь в этой измененной "форме" запечатлена "истинная природа" нового мастера, достигшего просветления.

Таким образом, согласно воззрениям древних наставников боевых искусств, ката являют собой эффективнейший метод психического переструктурирования личности последователя каратэ с целью достижения им просветления, с которым приходит и эффективность в бою.

 

 

                       Ката - коаны каратэ шотокан. Часть 3


Разобравшись в том, что же составляет сущность ката, важно разобраться и в том, как читать "послания мастеров". В современной литературе часто встречаются высказывания о том, что при исполнении ката необходимо "визуализировать противников", "представлять реальную схватку".

Но, если принять во внимание идею снятия субъектно-объектных отношений,на реализацию которую работает вся система тренинга в дзэн-буддизме (и ката в том числе) эти заявления покажутся совершенно абсурдными. В таком случае правомерен вопрос о "правильной методике" занятий ката. На мой взгляд, она наилучшим образом описана в книге одного из крупнейших мастеров каратэ школы Сётокай-Эгами Сигэру:

"Можно рассматривать ката как единение приемов нападения и защиты, но ката больше, чем только это. Ученик должен стараться познать дух мастера, создавшего данную ката, так как у ката есть собственная жизнь, и требуется пять-шесть лет, чтобы ею овладеть... Лучше всего начинать с изучения простой ката, такой как Тайкёку, в составе группы, и чтобы кто-нибудь подавал команды. Нужно повторять ката десять, двадцать, пятьдесят, сто раз без перерыва. Вы не сможете сильно использовать свою голову, но не надо на это и надеяться. При этом вы должны упорно тренироваться, не заботясь о том, послушно вам тело или нет. Просто тренируйтесь напряженно - и все.

И что же произойдет? Что касается молодых людей, наделенных большой силой и энергией, то после десяти-двадцати повторений ката таким способом они будут истощены, так как существует предел. Продолжая тренировку, они устанут еще больше, до такой степени, что не смогут стоять, станут задыхаться, а взор у них затуманится. Но они не должны прекращать тренировку. Продолжая выполнять ката в этом состоянии, они станут подобны автоматам и не смогут вкладывать в свои движения никакую силу. Попросту говоря, они не будут знать, что делают.

На этой стадии они заметят, что их движения стали мягкими и естественными. Разум стал бесполезен, а все движения теперь контролирует само тело.

Но даже тогда, если они услышат команду, будут реагировать на нее каким-то образом, хотя не обязательно на физическом уровне. В то же самое время они смогут постичь связь между ними и человеком, подающим команды, и связь между разумом и телом.

Движения тела и поток ощущений поначалу будут казаться очень странными, но потом исполнители успокоятся и, в конце концов, придут в состояние полного спокойствия и концентрации. Дыхание станет ровным, несмотря на энергичность движений.

Конечно, не новичок сможет выполнить это. Только после долгой практики ученик постепенно подойдет к такому состоянию. Только когда его тело будет отменно натренировано, он сможет дойти до такого уровня.

Не ограничивайте использование своей силы лишь низшим уровнем. Я думаю, что никто точно не знает свою физическую силу и способности. Вы будете думать, что не сможете продолжать, но, в конце концов, поймете неисчерпаемость энергии тела и разума. Вы должны бросать вызов этой энергии до тех пор, пока в самом деле не упадете наземь.

Во время тренировки такого типа все движения должны быть очень быстрыми, например, нужно выполнить ката Тайкёку за пять секунд. Но есть и другой вариант тренировки, который я бы порекомендовал.Попробуйте выполнить ката Тайкёку за три с половиной или пятнадцать минут, не прекращая движения. Это окажется более трудным, чем выполнить ката быстро.

Естественно заняться теперь критикой. Действительно, ведь речь идет о человеке. Но все, что нужно помнить, так это то, что вы бросаете вызов неизвестному миру, миру тренировки, для которой ваш сегодняшний уровень знаний недостаточен. Вы должны тренироваться до тех пор, пока ваше тело само все не поймет. Это и есть настоящая тренировка...

Не нужно думать о практике ката, будто это схватка с врагом. Нужно бросать вызов пределам собственной силы".

К этим требованиям мастера Эгами присоединяется целый ряд крупнейших мастеров будо. Например, основатель школы каратэ Кёкусинкай Ояма Масутацу отмечал, что лучше учить одну ката, чем множество, причем стоит повторить ее три тысячи раз - и все вопросы будут сняты, правильное понимание придет само. Думается, что описанная выше методика вполне соответствует дзэнской беспредметной медитации.

Таким образом ката выступают как типичнейший пример дзэнской тренировки. Они могут служить главным средством достижения того высшего уровня в боевом искусстве, на котором эффективность в бою является лишь "цветком на обочине дороги".

 

Источник 

 http://karate-online.org



Обновлен 04 авг 2016. Создан 07 апр 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником