ФИЗИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В КАРАТЭ.




ФИЗИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В КАРАТЭ.

1.Спокойствие.


Растревоженый ум извращается и теряет всякий контроль над телом. Беспокойство подтачивает тело, страх парализует, гнев вызывает ненужный расход энергии, самонадеянность приводит к неосторожности.


2.Спонтанность.


Она возможна лишь тогда,когда человек не теряет присутствия духа при любых обстоятельствах. Принцип спонтанности (импровизации) во всех видах борьбы, является основой приема.Эта спонтанность отличается от животного рефлекса , она возможна только при правильной подготовке. И здесь большую роль играет боевое мышление, скорость мысли.


3.Восприимчивость.




Иногда рассказывают о сверхчеловеческих способностях человека, предугадывать намерения другого , до того , как тот приступит к их исполнению. Такой боец , как бы обладает ''шестым чувством" или "третим глазом". Это качество явно связано  с предыдущими.Сочетание их составляет то , что принято называть самообладанием или единством воли и действия, которое позволяет овладеть противником , властвуя над самим собой.


4.Внутренняя энергия.

 

Каждый человек обладает внутренней энергией, которую он практически не использует из-за неумения мобилизовать свои силы, желание достичь цели более экономным путем и легким способом или вообще отсутствие понятия о таком виде энергии.

Однако, в критическую минуту, человек проявляет такую скорость, силу и реакцию.Именно в ситуации опасной для жизни, инстинкт самосохранения мобилизует все внутриние ресурсы организма, которые находят свое выражение во взрыве энергии (В.Э.). Но преднамеренный взрыв энергии,проявляемый в нужный момент, требует подготовки организма, которая достигается тренеровками.

Каратист должен уметь мгновенно "взорваться" и использовать энергию взрыва для защиты или для атаки. Большую роль в проявлении В.Э. играет моральный фактор,т.к. практически спортсмен не чувствует смертельной опасности или критической ситуации.Вот почему на тренеровках должен присутствовать дух спортивной злости,но не отнюдь недоброжелательности.

Технические приемы исполняются сильно, почти яростно, но цель такого использования - приучить себя вызывать В.Э. по мере надобности, в зависимости от условий боевой обстановки.

Полная мобилизация и исполнение каждой защиты и удара обязательна в тренеровке. Таким образом тренеровка предусматривает кроме физического развития, развитие бойцовских качеств.


Мобилизация энергии.


Способность вызывать на поверхность интенсивно и мгновенно полностью всю энергию , которая только может содержаться  в человеческом теле. Речь, очевидно, идет о природной силе тела, физически измеримой , происходящей от работы мышечных групп. Эта энергия называется ХЭЙ ЛЕК и ее можно развить до определенного уровня , благодаря соответствующим тренировкам, но она ограничена во времени и необратимо уменьшантся с возрастом. ХЭЙ ЛЕК следовательно есть поверхностная сила, свойственная молодости , с ее различными смелыми проделками и выходками, хотя ею не стоит пренебрегать , но она составляет лишь часть той энергии, которой обладает подлинный специалист боевых искусств, т.как  существует еще ДЖИН ЛЕК  -  энергия скорее психического , чем физического характера, критерии оценки которой довольно расплывчаты. ДЖИН ЛЕК проявляется в случае исключительной сосредоточенности , по словам специалистов , она является "безобъективной  концентрацией"  , эквивалентной " не мыслью"  выдвинутого  последователями японского ДЗЭНА . Только овладение этой внутренней энергией позволяет совершить невозможные поступки, не сбрасывая со счета атлетические способности индивидуума. ДЖИН ЛЕК  доступна лишь подлинным мастерам и продолжает действовать даже тогда , когда физические силы покидают человека с возрастом. Такие люди обладают способностью остановить противника на расстоянии.Не вдаваясь в подробности на этот счет , следует заметить, что подобные истории сохранились во всех преданиях о боевых искусствах.

 

5.Концентрация энергии.

 

Не достаточно уметь создавать в себе прилив силы, готовой все сломать, надо уметь правильно ее направлять. Это зависит от правильной координации мышц. Концентрация энергии предполагает так же концентрацию во времени (скорость движения) и скорость в пространстве (завершение удара) и поддержание силы на точных и ограниченых для его нанесения мест, при использовании естественных природных частей тела и силы реакции.

 

6.Передача энергии.

 

Весь удар силы сосредоточеной в руке или ноге и направленый в сторону противника, должен поразить его в намеченом месте так, словно он был бы сражен выброшеной с силой катапультированой массой. Кинетическая энергия которой при движении внезапно остановилась, превратившись в разрушительное действие ударной волны. Это ощущение (ударной волны) Разряженой энергии. Корпус противника называется КЭЦ - очень короткое, но интенсивное касание, в котором сосредоточены эффективная мобилизация телесных сил и умственная сконцентрированность. Этот кульминационный момент иногда сопровождается коротким и сильным криком нападающего, который так же облегчает разгруз.

 

7.Стойки.

 

Эффективность того или иного приема в большей мере зависит от принятой стойки. Стойки позволяют направлять в заданом направлении всю силу корпуса , с другой стороны они обеспечивают стабильные точки устойчивости, необходимые для концентрации энергии при нанесении удара.

 

8.Использование противодействующей силы.

 

По закону физики известно, что каждое действие вызывает противодействие равной силы в обратном направлении. В кунг-фу так же, как и в каратэ желаемый эффект при каждом ударе корпус полностью напрягается на какой-то очень короткий промежуток времени , не только для того , что бы принять безболезненно удар , но и ответить им в направлении откуда он пришел.Следовательно на лицо двойной эффект при нанесении удара:ударная волна , отбрасываемая вперед, благодаря устойчивости стойки опоры и синхронному действию мышц, тем самым увеличивает мощность удара.Устойчивость стойки, достигаемая жесткостью точек опоры увеличивает скорость и силу удара. Любая расслабленность или неустойчивость стойки в момент контакта ослабляет скорость и силу противодействия или силу и скорость удара.если ноги , в момент атаки или защиты, стоят на полу не жестко , то естесственно, слабое противодействие(жесткость опоры) ослабит действие (силу удара или блока)


Быстрое и сильное отведение неударной руки на бедро (Хики тэ)в момент нанесения удара другой рукой, или в синхронном отведении двух рук назад в момент удара ногой вперед.Движение неударной руки в направлении противоположном удару, должно выполняться с неменьшей скоростью, чем удар. Напряжение всех мышц тела происходит в момент соприкосновения с целью. 

 

9.Использование брюшной силы.

 

Все военные дисциплины и все восточные философии настаивают на необходимости принятия точки дань дьень или шихай (море дыхания) которая является источником реальной и продолжительной силы.

На первом уровне основная задача - развитие мышц живота,понижающих центр тяжести тела.Можно сказать , что удар наносится  "животом" и лишь дополнительно рукой или ногой. Второй уровень связан с изучением "внутренней силы" т.е. в "жизненом" центре  человека существует источник о котором мало кто подозревает , но который является неистощимым, потому что он прямо связан со скрытыми силами вселенной.

Это довольно метафизическое понятие, но только благодаря ему можно достич вершин мастерства.

 

10.Скорость.

 

Ничего не дает знание приемов или мгновенное их предугадывание, если выполнение их затягивается.Техника должна сработать в тоже мгновение, как она пришла в голову, у китайцев есть выражение: "Контрнападение должно быть начато после нападения противника и закончиться до него"

- в этом суть суть искусства хсуцу. Выигыш времени достигается только при полной расслабленности.

 

11.Сила и гибкость.

 

Необходимо обладать обеими качествами в зависимости от условий .Некоторые школы делают упор на силу, другие - на гибкость, но все уделяют вниманиеобщим принципам. Когда противник нападает с силой , ему следует противопоставить гибкость, и наоборот. Каратистам это напомнит о принципах школы Годзю-рю,корни которой зародились в Китае.

 

12.Дыхание.

 

Тело проходит через фазы силы и слабости, в зависимости от дыхательного периода.При вдохе мускулы расслабляются, при выдохе или задержке дыхания - закрепощаются и можно наносить сильный удар.Дыхание должно быть брюшным , как и при внутренних стилях. 

 

13.Расслабление.

 

Спортсмен не может все время держать свое тело напряженным. Напряженные мышцы тела в момент соприкосновения с целью при атаке или при защите должны чередоваться с расслаблением. Однако расслабляются не все мышцы тела, некоторые из них остаются в полунапряженности, готовые по первому приказу мозга вступить в действие.Напряженность мышц занимает доли секунды и чем кратковременней напряженность мышц всего тела в момент соприкосновения с целью, тем мощнее удар или блок. Чередование напряжения и расслабления ведет к рваному ритму, что вызывает физическую и моральную усталость.Если мышцы напрягаются в начале движения ( у начинающих ), то движения будут сковаными и замедленными.Если мышцы напрягаются слишком поздно,после соприкосновения с целью, получится травма, а блок не удержит удар, атака не достигнет своей цели. Современем при регулярных тренеровках появляется навык своевременности напряжения и расслабления мышц, что приводит к автоматизму и следовательно к меньшему расходу энергии ( мышечной и психической ). 

 

Каратэ это единство не только физических качеств ( быстрота,ловкось,сила ).Ведется единоборство двух характеров, в котором психологический фактор играет едва ли не доминирующую роль. Выигрывает тот у кого сильнее воля,нервы,выдержка,хладнокровие.

Старые мастера каратэ приводили по этому поводу две восточные концепции:

1.Дух,как вода( mizu no kokoro ) - выражает идею, что дух и ум должны быть спокойны, как поверхность озера в безветренную погоду.Как спокойная поверхность воды отражает все вокруг, не искажая , так и спокойный человек правильно и точно оценивает действия своего противника, и его реакция на действие противника будет адекватной и своевременной.И наоборот,- если поверхность воды неспокойна, то и отраженные предметы искажаются.

2.Дух, как луна(tsuki no kokoro) - Выражает идею, что нужно видеть всего противника в целом, а не только его руи и ноги.Как луна освещает все

вокруг равномерно, так и каратист должен видеть своего противника и все его действия в целом.Как облака, закрывающую луну, скрывают отдельные участки ландшафта, так и нервозность ,и беспокойство мешает правильно оценить боевую обстановку и провести соответствующие действия.

 

              



Обновлен 07 апр 2012. Создан 23 мар 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником